2016-01-20

Ин., 3 зач., I, 29-34.
Поделиться

1304131035431Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 29-34.

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Сегодня мы продолжаем узнавать детали истории, связанные с событием Крещения Христа. Евангелие от Иоанна, отрывок из которого мы только что прочитали, говорит об этом событии при помощи символических образов, центральным из которых является образ агнца. Именно так Иоанн называет Иисуса, который только что крестился от него и готов начать Свое служение. Какой смысл заключается в этом названии?

Давным-давно, в Египте, кровь пасхального ягненка спасла еврейских первенцев. Господь повелел помазать ею дверные косяки. В ночь исхода из Египта ангел смерти прошел по всей стране и умертвил первенцев в тех домах, которые не были отмечены этим знаком. Это событие и подразумевает Иоанн. Называя Иисуса агнцем, он объявляет всем, что наконец-то пришел и начал Свое служение Тот, Кто спасет людей от смерти, причем, как пасхальный ягненок, спасет ценой собственной жизни.

Образ агнца скрывает в себе и другой смысл. В иудейской храмовой практике был обычай каждое утро и вечер приносить ягненка в жертву за грехи народа. Считалось, что это восстанавливает разорванную связь между Творцом и его согрешившими людьми. Называя Христа агнцем, Иоанн Креститель подразумевает, что Христос берет на себя грехи всех людей, для того, чтобы вознести их на жертвенник крестной смерти и навсегда устранить ту пропасть, которая пролегла между человеком и Богом.

Наконец, еще один важный момент. В сознании древних евреев агнец – не только образ покорного, страдающего существа. Агнец – образ слуги Бога, который сражается за правое дело и одерживает победу. Так, например, называли Иуду Маккавея одного из великих иудейских вождей, сражавшихся за независимость евреев и чистоту их веры.

Итак, называя Христа агнцем, Иоанна указывает, на путь какого именно служения встает Христос, принимая крещение. Это путь жертвенного шествия на крест со всеми присущими ему тяготами, это путь страдания под бременем человеческого греха. Однако, в итоге, это путь торжества и победы над смертью.

Для нас это является ориентиром, в соответствии с которым мы должны устраивать свою жизнь. И наша церковная традиция напоминает нам об этом самим названием того праздника, который мы отмечаем в эти дни, и того таинства, которое вводит нас в Церковь. В отличие от греческого языка, в котором оба этих события называются словом «погружение, омовение», славянская традиция использует слово «крещение». Тем самым она еще раз говорит нам, что путь следования за Христом, это порой скорбный и нелегкий путь на Голгофу. Однако, в конечном счете, это путь, который приводит к победе и пасхальному торжеству.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (29 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...