2016-01-15

Лк., 24 зач., VI, 17-23.
Поделиться

Pantocrator6Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Слова из Нагорной проповеди Христа Спасителя, которые мы сейчас слышали, регулярно читаются в дни празднования святых. Тем самым показывается, что святые всей своей жизнью исполнили заповеди блаженства и поэтому являются для нас путеводными звёздами, помогающими правильно сориентироваться в житейском море.

В чтении говорится также о том, что от Христа явным образом исходила некая сила – которая исцеляла людей от их недугов, изгоняла также и демонов из человеческих душ. Эта же самая сила – сила действия Святого Духа – сопутствовала и святым; пример преподобного Серафим Саровского хорошо показывает, как это может происходить.

Многие, наверное, знакомы с рассказом Мотовилова о том, как старец Серафим явным образом показал ему действие Святого Духа – когда они сидели на морозе, и вдруг Мотовилов увидел, как старец просветлел и засиял – и этот свет был особый, не физического характера, – но от него на сердце становилось чисто, светло и радостно. Такое явное действие благодати не часто можно встретить: однако и сегодня у каждого из нас есть возможность обрести это явное действие Божественной силы.

Нередко среди простого народа можно услышать: а подскажите мне какого-нибудь сильного духовника, настолько сильного, чтобы всё нутро мог насквозь увидеть? К сожалению, в нашей современной речи понятие «сильный» оказалось обесцененным. «Сильный батюшка», «сильный шаман», «сильный экстрасенс», «сильная гадалка», «сильный целитель» – всё это оказалось в одном понятийном ряду: все эти люди – обладают особыми, сверхъестественными способностями – и только поэтому – «сильные». А в Евангелии, которое мы только что слышали, говорится о прямо противоположном: блаженны слабые, нищие духом, голодные, кроткие, гонимые и унижаемые. Если бы они были бы «сильными», неужели позволили бы такое отношение к себе? Неувязочка получается!

Всё дело в том, что христианская святость – это полная противоположность мирскому представлению о том, что такое быть духовно «сильным». Как думает обычный человек, далёкий от Церкви, что надо сделать, чтобы стать «сильным»? Понятное дело: надо всеми силами развивать особые способности при помощи специальрных техник – физических упражнений, медитаций, погружения в состояние экстаза. И, что самое удивительное – всё это вполне работает! Начиная этим заниматься, человек вскоре ощущает себя выше и круче, нежели чем все остальные: еще бы, у него уже почти приоткрылся «третий глаз», он может «подсматривать» за чужими мыслями и иногда даже «предугадывать» грядущие события. Одним словом, почти «сильный»! Есть только одна проблема. Бог здесь ни при чём. Он здесь просто не предполагается, потому что весь внутренний мир человека теперь занят раздувшимся, распузырившимся человеческим эго. Да, возможности самого обычного человека – огромны. Но в том-то и заключается Божественная мудрость, что понимая, насколько мы горды и тщеславны, Господь удерживает все эти способности в дремлющем состоянии – чтобы мы сами себя не погубили! Ну а коль скоро сам человек открывает этот ящик Пандоры в своей душе – простите, но это – его выбор.

Святость христианских святых – совершенно иного происхождения. Они не то что не стремились развивать в себе сверхъестественные способности – они даже получая их как дар Божий, как благословение свыше – всячески бежали от них и скрывали их. То, о чем они больше всего заботились – это очищение души, выделка души до состояния полной прозначности – чтобы эту кристально чистую душу могла посетить Сила Божия, чтобы Христос пришёл и не чувствовал Себя незваным и нежеланным гостем. И здесь, оказывается, самое крепкое и надёжное состояние – пониманием своей немощи, своей слабости – от которого и рождается молитва о помощи, в которой человек не пытается использовать Бога для достижения своих целей – но ищет Бога как главную цель и содержание своей жизни. Вот почему Церковь с таким недоверием и опаской относится ко всяким сверхъестественным способностям: если нет глубины смирения, если душа неопытна в добродетелях – не устоять ей от падения в смертный грех превозношения и гордыни!

Молитвами преподобного Серафима Саровского да дарует нам Господь мудрость и крепость искать Живого Бога, а не чего-то сверхъестественного!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (18 оценок, в среднем: 4,72 из 5)
Загрузка...