2017-01-31

Мк., XII, 18-27 о. Стефан Домусчи
Поделиться

6701010Мк., XII, 18-27 о. Стефан Домусчи

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о том, как ко Христу подходят саддукеи и задают ему каверзный вопрос. Для человека читавшего Евангелие, подобные ситуации должны быть хорошо знакомы, т.к. Христа постоянно пытаются спровоцировать книжники и фарисеи. В то же время, история необычна тем, что здесь мнение Христа используют не для того, чтобы принять его или отвергнуть, не для того чтобы спровоцировать неосторожный ответ. Объектом предполагаемых насмешек оказалась вера в воскресение мертвых.

Может показаться странным, что идея, которую христиане воспринимают в качестве краеугольной, и указание на которую есть в пророческих книгах Ветхого завета, могла отвергаться людьми, которые читали то же Священное Писание, почитали тех же праведников, жили по тому же закону, данному на Синае. На самом деле стоит учитывать, какие книги ветхого завета они считали для себя более авторитетными, какие менее. Если, как говорят, среди саддукеев было много священников, неудивительно, что они придавали меньшее значение пророческим книгам, ведь те были полны их обличений. В то же время, именно эти пророческие книги содержат свидетельства о грядущем воскресении мертвых, в отличие от Торы, т.е. первых пяти книг Моисея, которые обладали непререкаемым авторитетом для любого Иудея.

Но разве Священное Писание не одинаково священно и авторитетно? Сама постановка вопроса не должна смущать, потому что в реальной жизни мы и сами не редко ведем себя именно так. Читая закон мы склонны акцентировать внимание на законах и правилах, которые нам удобны и к соблюдению которых мы привыкли. И, напротив, законы, которые нам неудобны, и соблюдение которых для нас проблематично, мы стараемся не замечать. Иногда это происходит сознательно, иногда подсознательно, но так или иначе, у людей бывают как бы вероучительные или нравственные бельма на глазах, которые не позволяют видеть картину в целостности. Такую пристрастность, особенно в нравственной сфере, Христос часто обличает, потому что именно она приводит к осуждению ближних. Ведь нарушение заповедей, которые нам кажутся важными, мы за другими отмечаем, в то время как те заповеди, которые нарушаем мы сами, кажутся нам менее важными.

И вот саддукеи, люди, которые должны были прекрасно знать Писание, не замечают или не хотят замечать, что вера в воскресение мертвых, содержится не только у пророков, но и во всем Писании. Но Христос не обличает их, не говорит, что это грех, но просто спрашивает: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

Сколько в этом любви и милости? К людям, которые вольно или невольно ошибаются, подходить без обличений, но с простым желанием исправить и подсказать. Тем более, что подсказывая, Он не приводит их в расстройство, но наоборот благовествует им любовь и силу Божию, которая оказывается сильнее смерти.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (52 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...