2017-01-06

Лк., II, 1-20 о.Дмитрий Барицкий.
Поделиться
Retlinger_6

Явление Ангела пастухам

Лк., II, 1-20 о.Дмитрий Барицкий.

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Евангелие от Луки отличается от трех других особо пристальным вниманием к разного рода историческим деталям. И это не случайно. Ведь апостол Лука был человеком образованным. Медиком, живописцем, историком. Поэтому в отрывке, который мы только что услышали, встречается точное определения, как бы мы сказали, пространственно-временных, а также социальных координат, в которых произошло Рождество Христово.

Во-первых, упоминаются имена двух реальных политических деятелей древности: императора Августа, который занимал престол Рима с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э., а также римского наместника Сирии по имени Квириний. На тот момент Сирией называлась огромная территория на Ближнем востоке, в состав которой входила и Палестина. Сульпиций Квириний – реальная историческая личность. На рубеже эпох именно он стоял во главе этой, одной из крупнейших провинций Рима.

Также чрезвычайно важно упоминание о переписи. На тот момент для граждан Римской империи перепись было делом привычным. Она проводились в первую очередь для того, чтобы власти имели представление о том, сколько человек может платить в государственную казну налог, а также – сколько воинов можно рекрутировать в случае необходимости. Согласно закону, каждый еврей на этот период должен был вернуться в то место, где жили его предки. Поэтому Иосиф и Мария пошли в Вифлеем, родной город царя Давида, из рода которого они оба происходили. То, что во времена Квириния, то есть во времена Рождества Христова, такая перепись совершалась – действительный исторический факт. Подтверждение ему мы можем найти во многих исторических источниках.

Значимы не только указания на то, где и когда родился Господь, но и на то, как именно Он родился. Так апостол сообщает нам о Его социальном статусе. Мария и Иосиф, когда пришли в Вифлеем для переписи не смогли найти себе приюта. Гостиницы были переполнены. Очевидно, что святое семейство были, как бы мы сейчас сказали, малообеспеченными, и даже весьма, а потому не смогли найти себе достойного места. Поэтому им пришлось ночевать в восточном приюте для путников, т.н. караван-сарае. Это был ряд стойл, которые выходили в общий двор. Хозяин караван-сарая за минимальную плату поддерживал огонь в центре двора, а также гарантировал наличие корма для животных. Иными словами – это был аналог современной ночлежки. Те ясли, в которых после родов Мария положила Христа, – это не уютная люлька для младенца, а простое корыто, из которого кормят домашний скот.

Все эти детали – время, место, условия рождения Иисуса очень важны. И не только потому, что они свидетельствует об исторической правдоподобности Евангельской истории. Это важное послание каждому из нас. Ведь нам так часто и с такой силой хочется сбросить с себя ту железную хватку, в которую нас заключила жизнь. Кто из нас в особо тяжкие минуты не хотел получить абсолютную свободу, стать совершенно независимым? Независимым от всех тех обязательств, которые мы несем перед государством с его системой налогообложения, перед начальством, перед близкими и родными, перед самими собой, то есть теми тяготами, которыми нам доставляет наше тело с его болячками и наша душа с ее страстями. Какой вопль ропота и негодования поднимается к Богу, когда мы вдруг осознаем и ощущаем бремя всего этого!

Именно в эти минуты не лишне нам будет вспоминать о том, как родился и как жил Господь. Если Он смирил Себя до того, что подчинился законам времени и пространства: стал ребенком не в царской, а в бедной семье, покорялся властям Рима, увидел свет в нечистой кормушке для животных, испытал все немощи плотской и душевной жизни, в итоге умер на кресте мучительнейшей смертью, – что остается нам! Насколько уместны то упорство, с которым мы, называющие себя христианами, пытаемся изменить свою социальную жизнь к лучшему, не замечая ничего и никого вокруг. Вряд ли все наши недовольства, требования и претензии привлекут благодать Божию.

Видимо, чтобы поддержать нас Лука и рассказывает о пастухах. Именно им, людям ни на что не претендующим, людям, которые испытывали всяческие временные неудобства, которые даже не снились многим из нас: жизнь под открытым небом, ветра, дождь, риск нападения диких животных, – именно им явились ангелы и первым сообщили о Рождении на земле Бога. Среди всех тягот и невзгод этой жизни они первые получили радостную новость. Вот, то, что от нас ожидает Господь. Вот то состояние души, в ответ на которое Он приходит к нам и наполняет нашу жизни радостью Своего Рождества.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (46 оценок, в среднем: 4,96 из 5)
Загрузка...