2014-09-23

Мк., 28 зач., VII, 5-16.
Поделиться

Meister_von_Cefalù_001Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 5-16.

5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует священник Андрей Андронов

Для исследователей древнего мира Евангелия были и остаются важнейшим свидетельством о тогдашних религиозных течениях. А описанная в Священном Писании полемика Христа с фарисеями и книжниками не только дает представление об их учении, но помогает читателю ощутить, насколько учение, которое проповедал Иисус Христос, отличалось от воззрений хранителей ветхозаветного закона. Слово «КОРВАН», которое приводит в диалоге с фарисеями Христос, означало дар и употреблялось для обозначения предметов, специально посвященных Богу. Все, что было корван, совершенно изымалось из обычного пользования и становилось собственностью Бога. Человек, давший обет посвятить часть своих денег или своего имущества Богу, объявлял их корван, и после этого они уже никогда не могли быть использованы в обычных и мирских целях. Иисус говорит о лицемерии людей, которые объявляют свою личную собственность посвященной Богу. Ведь это иногда делалось для того, чтобы потом, если к ним обратятся испытывающие нужду родители, сказать им: «Сожалею, но я все посвятил Богу и ничего не могу вам дать». Таким образом, данный Богу обет нередко служил оправданием, чтобы не оказывать помощь нуждающимся родителям. А такое поведение – это прямое нарушение одной из десяти заповедей о почитании родителей. Иисус Христос выступает против той религиозной системы, которая ставит нормы и правила выше нужд человеческих. Заповедь Божия гласила, что превыше всего – требования любви; заповедь законников гласила, что превыше всего – требования норм и правил. Говоря о том, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернять его, Иисус Христос отмечает, что только сами люди могут быть действительно оскверненными. Оскверняются они через свои действия, которые, в свою очередь, исходят из сердца. Это была совершенно новая мысль. Эта мысль важна и для нас: где предания и традиции ведут к тому, что любовь Божия вытесняется бездушным исполнением установленных правил, мы можем бесстрашно преступать традиции и «установления человеческие».
Кто имеет уши слышать, да слышит. Этими словами Иисус обычно заканчивал свои проповеди. Но слова его были настолько необычными, что многие из внимающих его учению не могли понять смысла сказанного. Тайна миссии Сына Человеческого была скрыта не только от фарисеев и книжников, но и от Его ближайших учеников – святых апостолов. Им еще предстояло стать свидетелями проповеди Спасителя, его смерти на Кресте и славного Воскресения из мертвых.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...