2016-09-30

Евангелие от Марка: VI, 45-53 (Стефан Домусчи)
Поделиться
Евангелие от Марка: VI, 45-53 (Павел Великанов)
Поделиться

иисус идущий по водеЕвангелие от Марка, Глава 6, стихи 45-53

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о чуде хождения по водам.

После насыщения нескольких тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Христос понуждает учеников сесть в лодку и переплыть на другой берег, а Сам остается для того, чтобы отпустить народ. Как мы потом увидим, это было сделано сознательно, так как ученики должны были пройти сложный путь духовного возрастания и укрепления в вере.

Уже вечером, после молитвы на горе, Он видит их бедствующими, так как им приходится бороться с противоположным ветром. Он идет им на помощь только в четвертую стражу, то есть уже под утро. Это может показаться странным, почему Он не пришел на помощь сразу? Но Бог, как мудрый воспитатель дает человеку возможность пройти трудности, потому что только это позволяет ему расти. Речь, конечно, не идет о чрезвычайных ситуациях, но если бы ребенок получал помощь сразу как только в ней нуждается, он бы не научился справляться с трудностями сам. Апостолы должны были приложить свои силы, чтобы получить помощь и подкрепление Божье. И это истина, которая касается не только их, но и каждого из нас. В каждой трудной ситуации мы должны помнить, что Бог делает для нас очень много, гораздо больше, чем мы видим и осознаем. Но Он не может сделать за нас все, как из соображений педагогики, так и просто учитывая нашу собственную свободу. Он дает нам жизнь, разум, силы, для того, чтобы воплощать задуманное… Он предлагает нам верный путь, но не может заставить нас идти по нему.

Итак, Господь идет по водам, но не к ним, а намеревается миновать их. Стоит сказать, что в Евангелии это не единственный случай, когда Он привлекает к себе внимание учеников именно таким способом. Вероятно, именно поэтому они увидев Его проходящим мимо, ужаснулись, думая, что видят призрака. После тяжелой ночи, в которую они боролись с волнами, перед рассветом, они видят проходящего мимо по воде учителя – они естественно ужаснулись.

Но так нужно, чтобы пройдя через страх, они тем более ободрились, когда поняли, Кто перед ними.  Христос приходит к ним с ободрением и призывом не бояться. Это совершенно поразительно, потому что его слова «Ободритесь; Это Я, не бойтесь» можно понять и как относящиеся к этой конкретной ситуации, и более широко, как относящееся ко всему ночному испытанию. В таком случае, Христос как был говорит: «Ободритесь, испытание позади. Это Я. Я как Бог, учу вас не отчаиваться, учу преодолевать трудности, веду вас к вере более совершенной». Если это так, то Христос говорит эти слова не только апостолам, Он говорит их всем нам: «Трудности, которые есть в вашей жизни в моей власти, но вы должны их пройти, дабы вырасти и окрепнуть духовно».  Увидев чудо умножения хлебов, апостолы, при всей его силе, не вразумились, потому что сердце их было окаменевшим. Это окаменение – единственное, что остается в нашей власти. Попуская испытания в нашей жизни, Бог, как любящий Отец, одновременно поддерживает нас на этом пути. Наше же дело, расти и не бояться, потому что Он всегда рядом.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сразу после чудесного насыщения хлебами Иисус понуждает уставших учеников отправиться одним на лодке в Вифсаиду, где они могли бы передохнуть после многих трудов. Дав последнее наставление народу, Иисус отпускает людей и Сам уходит на гору, чтобы помолиться. Он не менее устал, нежели чем Его ученики – но Его усталость иного плана. Это не физическое и эмоциональное истощение от избытка событий, как у апостолов. Это усталость от растущей вражды ортодоксальных иудеев, от болезненного желания толпы взять Его и силой сделать своим Царём – вождём национального восстания, от непонимания и неверия со стороны ближайших учеников. Как и всякий человек, Спаситель имел Свои пределы человеческих сил: как и когда взаимодействовали в Нём Божественная безграничная сила – и человеческая ограниченность – мы никогда не узнаем, это тайна Божия, от нас сокрытая. Вместо того, чтобы прилечь и отдохнуть – Иисус идёт на вершину горы помолиться Своему Небесному Отцу. Ему нужна помощь и поддержка – Ему требуется остаться один на один с Богом – и укрепиться. Мы ничего не знаем, о чём молился несколько часов Иисус – очевидно только одно: ответ был получен. И это был ответ такой силы, что далее Спаситель вместо того, чтобы поспать, около трех часов ночи отправляется по водам выручать Своих учеников, попавших в шторм. В общении со Своим Отцом Спаситель восстанавливает Свои душевные и физические силы – и теперь Он может проделать немалый путь, чтобы поддержать отчаивающихся посреди шторма апостолов.

Мы часто относимся к молитве как нашей главной обязанности – и совершенно забываем о молитве как возможности. Молитва-обязанность неизбежно превращает разговор с Богом в формальность: неудивительно, почему даже само слово «молитва» порой заменяется словом «вычитывание». «Правило должно быть вычитано!» А то, что во всём этом правиле ничего не коснулось ни ума, ни сердца – главное, что вычитали. Долг отдали. Нужна ли только Богу такая молитва?

Какими бы ни были глубокими и проникновенными слова молитв, написанных святыми отцами – пока они не будут прожиты, прочувствованы, продуманы – они так и останутся чужими словами, красивыми – и бесконечно далёкими от нашей жизни. Они прекрасны – но только как ориентиры, своего рода «классика жанра», которая помогает развить вкус и понять, какой может быть настоящая молитва. Хорош студент, который выучив начальный курс иностранного языка, так и остаётся исключительно в пределах его словаря!

Христианство не знает «магии слова»: заговоров, приворотов и отворотов. Поэтому и сами по себе молитвы, без включённости в них живого верующего человека, не имеют никакой силы и действия. Положить в дальний угол автомобиля бумажку с напечатанной на ней молитвой «Живый в помощи» – значит, низвести этот проникновенный псалом в статус магического оберега. Вместо того, что сделать слова этой молитвы «трамплином» по направлению к Богу – этот текст превращается в заслонку, преграду, магически отгораживающий нас от Божьего мира. А бывает и того хуже – молитва превращается в заклинание –  эдакую «ловушку» для Господа Бога: раз молитва лежит в машине, значит, ничего худого с ней уже произойти не может, всё, попалась птичка в клетку! А если что-то случится – тогда есть все основания вообще усомниться в существовании и дееспособности Высших сил!

Насколько иначе переживается молитва, когда в ней мы видим не навязанную нам извне обязанность, скучную и непонятную, а открытую возможность, предоставляемую Самим Господом Богом. Не хочешь молиться – не молись; только не надо пытаться «отговориться» от Бога заученными фразами. Ему эти  шаблонные «вымученности» не нужны, да и не интересны. Он ждёт общения и открытости, Он хочет понять нас, чего мы на самом деле хотим, о чем болит наше сердце, где мы остро ощущаем свою немощь и непотребство – ведь Он не будет нам ничего навязывать – Он ждёт, пока мы сами не подрастём в своём умении взаимодействовать с Ним. Но такой разговор – никогда просто не даётся. Здесь требуется душевный труд, вдумчивость и сосредоточенность. Чтобы нас услышал Бог, мы должна сначала услышать сами себя. Разве можно говорить о самом главном абы как, между делом, моя вчерашнюю посуду и проверяя, всё ли дети собрали в школу? Куда Богу втиснуть Свой ответ на нашу такую молитву мимоходом, когда и сердце, и ум до предела уже заполнены?

Молитва как возможность требует внутреннего простора. Неспроста Спаситель любил молиться на вершинах – где естественным образом человек оказывается над суетой будней, где открывается широкий горизонт, откуда ежедневно взбиваемая житейская пена принимает свои настоящие, а не мнимые, очертания. Молитва как возможность – это всегда неотступное ожидание действенного ответа, это никогда не монолог, не речь, адресованная в холодную и молчащую пустоту. И если сложить вместе всё время, потраченное на механическое «вычитывание» – и посмотреть, какой процент был живым и результативным диалогом – придётся хорошенько задуматься.

Научи же нас, Господи, всякий раз, когда мы собираемся обратиться к Тебе в молитве, честно отвечать самим себе на простой вопрос: мы на самом деле хотим побыть с Тобой наедине – или нам просто надо галочку поставить, чтобы хотя бы в этом не ощущать себя бесконечно виновными?..

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (46 оценок, в среднем: 4,83 из 5)
Загрузка...