2017-08-16

Мф., 96 зач., XXIII, 29-39 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
434_ChristPantocratorCefaluPalermoCROP

Спас Вседержитель

Мф., XXIII, 29-39 (иером. Феоктист Игумнов)

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Вся ветхозаветная история, с одной стороны, — история конкретного народа, это национальная еврейская история. Современные библеисты вычленяют внутри Ветхого Завета самые разные пласты, находят в нем множество разновременных вставок, видят в нем отражение народных верований и пересказы старинных эпосов и легенд. Можно по-разному относиться к такому препарированию Ветхого Завета, но важно то, что оно не может лишить Священное Писание главного, того, что оно не только национальная история, оно — история человеческой души.

Только что мы слышали слова Христа, которые Он адресовал Своим соотечественникам: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Непосредственно перед этими словами Господь вкратце перечисляет те милости, которые были явлены Богом по отношению к избранному народу. Он говорит, что Бог посылал множество пророков, книжников и мудрецов. С тем, чтобы их слова были услышаны. Чтобы люди обратились к Богу. Но люди остались чёрствыми и глухими. Более того, милость Бога они обратили себе во вред. И вот Бог останавливает Свою милость. Оставляет Свой народ.

Толкователи видят в этом не только исторический факт. Как и во всей Священной Истории они видят здесь рассказ о душе человека. Бог печётся о всяком человеке. Он призывает к Себе каждого. Все наши беды, нестроения, все наши внутренние и внешние катаклизмы — лишь поводы задуматься: чего ждёт от нас Бог? Говорят, что Бог попускает человеку впадать во грех не только потому, что человек абсолютно свободен в своём нравственном выборе, но ещё и потому, что конечная цель Бога — приведение к Себе каждого человека. А это возможно лишь тогда, когда мы не только на словах, но и всем своим существом осознаем свою абсолютную зависимость от Бога, Который есть Источник Жизни и всякого блага. Бог, несмотря на Своё безграничное долготерпение, не будет призывать человека бесконечно. В какой-то момент Он может сказать то же самое, что сказал народу Израиля: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». И это, пожалуй, будут самые страшные слова, которые только могут прозвучать в наш адрес. Мы знаем, насколько ужасно равнодушие человека, мы можем представить каким может быть равнодушие Бога. И потому, несмотря ни на что, из глубины сердца будет взывать не оставить нас так, как был оставлен Израиль.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (33 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...