2017-07-11

Мф., 52 зач., XIII, 24-30 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
130-3

Спас Великий Архиерей

Мф., XIII, 24-30 (о. Дмитрий Барицкий)

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Притчи о Царствии Небесном занимают в проповеди Спасителя особое место. Перед нами одна из них. Как и другие притчи эта также основана на образах, которые были хорошо знакомы слушателям Христа. Евреи были земледельцами и засеивали свои поля рожью, ячменем, горохом, и, конечно, пшеницей. Плевелы, о которых упоминает Господь, это сорняки, которые были сущим проклятием для крестьян. Дело в том, что на ранних этапах созревания их было совершенно невозможно отличить от пшеницы. Различия становились заметны, когда злаки вырастали и начинали колоситься. Однако к этому времени их корни так переплетались, что если выдергивали сорняк, то вместе с ним вырывали и колосья пшеницу.Блж. Иероним, древний христианский писатель, определяет и вид этого сорняка. Это так называемый lolium temutentum, что переводится как опьяняющий куколь или же головолом. Его семена очень горьки. Более того, даже когда они попадают в хлеб вместе с семенами пшеницы, то производят головокружение, а порой вызывают сильную рвоту. Иными словами, действуют как снотворный яд. По этой причине после сбора урожая его тщательно провеивали и отделяли плевелы от пшеницы зачастую зерно за зерном.

О чем эта притча? Конечно, в первую очередь речь идет об историческом бытии Церкви. На протяжении всего ее существования, среди тех, кто называет себя христианами и считает себя ее полноправными участниками, можно встретить не только образцы высокой святости, но и печальные примеры греховных заблуждений и несправедливости. Естественная реакция на эти явления – во что бы то ни стало вырвать их, исторгнуть из своей среды, прекратить с этим человеком всякое общение. Спаситель призывает нас не торопиться. И тому есть причины.

Во-первых, оказывается, не в сам грешник, в конечном счете, является причиной греха. Все это сделал «враг-человек», иными словами, лукавый, дьявол, сатана. А потому и говорил апостол Павел, что мы должны воевать не с согрешившими людьми, но в первую очередь «против духов злобы поднебесной». Порой более эффективным средством борьбы с грехом и безобразием будет кроткое слово вразумления, молитва за падшего брата, терпение и надежда на его исправление. Именно эту максиму демонстрирует и Сам Господь, когда умирая на кресте, молится о своих мучителях.

Но не только по этой причине Господь предостерегает нас от преждевременных резких решений. Дело в том, что порой зло так тонко переплетено с добром, что очень сложно различить, где же между ними на самом деле проходит граница. Более того, очень часто бывает так, что мы принимаем за добро, что таковым не является на самом деле, а проявления зла считаем для себя благом. Человеческая история являет этому массу примеров. Вспомните, с каким воодушевлением и энтузиазмом совершаются революционные перевороты и устанавливаются тоталитарные режимы. Все это делается во имя справедливости, торжества добра, под искренние аплодисменты и презрение ко всем тем, кто оказался в меньшинстве. Но какая горечь разочарования постигает человека после. Ведь людей уже не вернуть. Также грубо и топорно мы порой действуем и в своей жизни. Делим окружающих на хороших и плохих. Отказываемся видеть всю сложность ситуации, а потом спустя время времени кусаем локти от того, что принесли только вред, боль и страдание.

Поэтому Господь и говорит: лучше потерпите. Дайте Богу вершить суд. Однажды Он придет и наведет подлинный порядок. Как опытный хирург, произведет филигранную операцию: не просто разделит людей на хороших и плохих. Он отделит добро от зла в самом человеке. И вот, что важно! Не окажется ли тогда, что сражаясь всю жизнь со злом вокруг, я совершенно запустил поле собственной души и хорошей пшеницы во мне практически не осталась. Может быть, если мы желаем торжества правды и справедливости, то лучше сосредоточиться в первую очередь на своих собственных сорняках?

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (30 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...