2016-09-26

Евангелие от Марка: V, 24-34. (Стефан Домусчи)
Поделиться
Евангелие от Марка: V, 24-34. (Павел Великанов)
Поделиться

wpid-943b01b334ad218b15070ef61a51641dЕвангелие от Марка, Глава 5, стихи 24-34.

24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ об исцелении женщины, у которой долгое время было кровотечение. Настолько долгое, что она потратила на врачей все силы и средства, и была совершенно изнурена болезнью, так что пришла в еще худшее состояние…

Несмотря на то, что это не притча, а история, которая действительно произошла, сам образ этой женщины для нас очень символичен. В ее лице мы видим человека, который устал от болезни, от постоянных трат и переживаний. Можно сказать – устал от жизни. Но что же это за еще худшее состояние? Возможно, еще более тяжелое состояние здоровья, но, скорее всего, это уныние. Уныние от того, что жизнь оказывается непосильной ношей… И вот что поразительно, хотя одновременно с этим и очевидно, что она не какое-то исключение из правил, но вполне обычный человек. Обычный не своей болезнью, но тем, что вынуждена постоянно решать проблемы, тратить на это силы и средства. Единственное отличие ее проблем от проблем многих современных людей в том, что ее болезнь – это то, что с ней случилось, в то время как мы многие проблемы создаем себе сами.

И вот, такая женщина, болеющая и унывающая слышит о Христе и у нее появляется надежда. Может быть, этот чудотворец, этот пророк о котором все говорят, исцелит и ее? Может быть, наконец, болезнь отступит?

Но как идти ко Христу? Для нас сегодня трудность, которая перед ней возникла незаметна и непонятна. Однако само ее поведение подсказывает, что трудность была. Мы так часто видим  в Евангелии людей, которые просят Христа у помощи. Каждый по-своему: кто-то умоляет, кто-то даже требует. Но никто кроме нее не делает ничего тайком. В чем же причина?

Дело в том, что ее болезнь считалась в то время оскверняющей, и те, кто прикоснулся к ней, как и те, к кому она прикоснулась, становились скверными. Ее выход в люди, а тем более ее действия, были нарушением закона и могли повлечь серьезное наказание.

И все же, она это сделала. Причем сделала не от уныния, не от того, что ей жизнь стала не мила и уже было все равно, чем это все закончится. Нет, дело здесь не в унынии, дело в надежде и вере. Она знала о Христе только понаслышке, знала, что он исцеляет болезни и что через Него действует Бог. Но кроме веры в Него в ней присутствует страх. Страх того, что ее заметят люди, что Сам Христос уличит ее в нарушении закона. Вера столкнулась с недоверием, надежда со страхом, но желание исцеления оказалось сильнее всего. И вот она решает коснуться Христа украдкой. Это тот выход, который она нашла, выбирая между страхом и верой.

Но во что же она верила? Вряд ли  можно сказать, что она верила Христу, ведь она не подошла к Нему лично, не обратилась с просьбой… Больше похоже на то, что она верила в Его чудодейственную силу, чем в Него Самого. Прямо скажем – это не самый лучший вариант веры, так как личных отношений с Богом он не предполагает. Люди нередко пытаются воспользоваться Богом, просто использовать его могущество для решения своих проблем.

И вот коснувшись Христа с такой верой она получает исцеление, а Он останавливается и задает странный вопрос, удивляющий учеников. Кто-то коснулся Его, коснулся осознанно, так что сила вышла из Него. Он останавливается и смотрит вокруг, чтобы видеть коснувшуюся, а она испугавшись падает перед ним и кается с содеянном. Учитывая, что Христос как Бог, конечно, знал всю ее историю, Он останавливается неслучайно. Она верила в Него, но неправильно, она надеялась на чудо, вместо того, чтобы надеяться на Него. Он готов исцелить ее, но не только болезнь, Он готов исцелить ее веру, ее неправильное восприятие Бога. И именно поэтому Христос говорит ей, что вера спасла ее, то есть послужила поводом к рождению нового, более глубокого восприятия.

По качеству наша вера может быть очень разно, но Бог ее все равно ценит. И все же, нам стоит понять, что вера наша должна становиться глубже и полнее, и что возможно это только при личном общении с Ним.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Исцеление кровоточивой жены – один из очень трогательных эпизодов евангельской истории. Непрекращающееся истечение крови делало эту бедолагу ритуально нечистой с точки зрения ветхозаветного закона. Она должна была сторониться людей, сидеть в отдельном месте, её прикосновение даже к одеждам другого сразу же делало и его нечистым – то есть не имеющим права полноценного общения с Богом и другими людьми. Нечистота воспринималась как своего рода «духовная зараза», легко передающаяся другим и отгораживающая от Бога. «Нечистота» – это антипод Божьей святыни, святости как таковой. Главной ритуальной нечистотой в ветхозаветном иудаизме было всё, что связано со смертью. Предельная нечистота – это труп, овеществлённая смерть – «прародитель нечистоты». Кровь, оказавшаяся вне организма – и тем самым «умершая» – сразу делала женщину нечистой. Другими словами, всё, что так или иначе связано с процессом умирания – даже частичного – было источником нечистоты.

В ветхозаветном понимании нечистоты был свой глубокий смысл: Бог, источник всякой жизни, не причастен к смерти никоим образом. Смерть входит в мир не как исполнение Божественного плана, а, напротив, как его разрушение по причине грехопадения. «Бог смерти не сотворил, и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия» – говорит Премудрый Соломон (Прем. 1:13-15). Ритуальная нечистота создавала хороший фон для Божественной чистоты, праведности и святости: отталкиваясь от нечистоты не только внешне, но и внутренне, человек был призван устремляться к самой главной святыне и источнику жизни – Богу. Главная ценность – это полноценная жизнь, которая возможна лишь только с Богом, в общении с Ним, в приобщении к Его святости.

Безнадёжно хронически нечистая женщина решается на ритуальное преступление – тайно прикоснуться к одежде Иисуса. Она прекрасно понимала, что тем самым по идее она сделает Самого Христа нечистым – за что, естественно, её должно ждать наказание. Но её вера Богу оказывается сильнее страха перед возможным наказанием: перед ней открывается, быть может, последняя надежда – и она хватается за край одежд Иисуса – и тотчас чувствует, что исцелилась.

Поведение Иисуса в этой ситуации удивительно. Как поступил бы обычный иудей, узнав, что его коснулась нечистая женщина и тем самым осквернила? Скорее всего, он не обратил бы на это внимания – для своего же спокойствия, да и окружающих чтобы не смущать: ведь теперь нечистыми легко могли стать и его спутники! Но Спаситель поступает прямо противоположным образом: Он останавливается, и  начинает выяснять, кто к Нему прикоснулся. Понимая, что ей не скрыться, женщина падает перед Иисусом на землю и открывает, что она сделала и зачем. Но вместо выговора и слов осуждения, она слышит нечто невероятное: «Дочь! Вера твоя спасла тебя – будь же теперь всегда здорова от своего недуга!»

Никакое дыхание смерти не может быть сильнее Бога. Также, как незаметно исчезает песчинка в океане, точно также и все наши грехи, нечистоты и ошибки перед Божественной милостью и любовью – несущественны. То, что действительно важно – это наша вера, сонастроенность души с Богом. Там, где она есть – сквозь любой грех, сквозь любую стену может пробиться сила Божия. От нас требуется только одно: желание, дерзновение, готовность направиться на встречу со Христом.

Помоги же нам, Господи, в любых сложных и кризисных ситуациях прежде всего искать у Тебя помощи и разрешения!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (40 оценок, в среднем: 4,95 из 5)
Загрузка...