2016-08-22

Мф., 84 зач., XXI, 18-22.
Поделиться
Мф., 84 зач., XXI, 18-22.
Поделиться

SmokovnitsaЕвангелие от Матфея, Глава 21, стихи 18-22.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;
22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с проклятием смоковницы кому-то может показаться жестокой. Для того, чтобы понять, почему это не так, надо вспомнить, в какой момент всё это происходит: Христос вместе с учениками возвращаются в Иерусалим из Вифании, где ночевали. Это – последние дни – если не часы! – которые остаются до ареста и смертного приговора. Все разговоры, все притчи, которые говорит Иисус в это время, посвящены одному: избранный народ оказался недостойным, Божий виноградник был хищнически присвоен, и дело Божие находится в полном небрежении. Смоковница – образ всего еврейского народа, которому было дано Божественное откровение, подлинное знание о Боге, заповеди о праведной жизни – и всё это предполагало обильное плодоношение. Все условия для этого были созданы. Однако при всей пышности внешних ритуалов и обычаев, которыми столь была насыщена жизнь иудеев, реальных плодов не оказалось: вместо принятия Мессии, Его отвергают, ненавидят и выискивают любой повод, чтобы предать смерти.

Итак, первый урок, предложенный ученикам – если дерево, предназначенное для плодов, не приносит урожай – оно погибнет. Вне зависимости от того, насколько обильна его листва и красива крона. Нет плодов – нет и смысла от его листвы: бесплодное дерево только зря занимает место.

Но есть еще и второй урок, преподанный Спасителем в очень деликатной форме. Ещё совсем немного – и ученики увидят своего Наставника преданным, арестованным, опозоренным, избитым и униженным. В их глазах всё это будет полным безумием и несправедливостью. И чтобы предохранить их от впадения в отчаяние и неверие, Христос заранее показывает Свою силу и власть: смотрите, одного Моего слова достаточно, чтобы смоковница тотчас иссохла. Всё, что будет со Мной происходить – будет не потому, что Я бессилен, ничего не могу сделать, остановить это явное беззаконие. Я сознательно и свободно подчиняюсь этому злу – чтобы его победить в самом корне и полностью истребить. В этом – Моя главная миссия.

Но вернёмся к образу бесплодной смоковницы. Для внешнего человека Церковь зачастую воспринимается как огромный музей вещей загадочных, таинственных, духовных. И действительно: такого богатства ритуала, торжественности богослужений, множества направлений церковных искусств, как в Православии, нигде не встретишь. И легко может показаться, что всё это – и есть самое существо православной веры. Нередко даже человек глубоко воцерковлённый, «со стажем», находится под сильным очарованием от нашего церковного благолепия. Однако всё это – и стройность богослужебных чинов, и вдохновенные лики на иконах, и за душу берущее пение хора, и мудрые слова священника с амвона – не более чем пышные листья на нашей смоковнице. Их действительно много, они и вправду прекрасны. Но если немного выйти из-под эстетического очарования, становится очевидно: всё это важно лишь постольку, поскольку помогает появляться плодам. Что же это за плоды – ради которых наша смоковница – Церковь – всё ещё растёт в Божественном саду?

Главный плод – это, конечно же, вера. Не формальное разрешение Богу существовать, выданное по нашей милости – а вера как особый настрой всей жизни, особая тональность, которая и отличает людей Божиих от людей века сего. Вера – это постоянный диалог, постоянное общение между человеком и Творцом. Тот, кто так верит, знает о двух очень важных вещах. Первое – это то, что вера – состояние динамическое, изменяющееся. В принципе, в этом нет ничего страшного – но если не заботиться о поддержке огонька веры, он может и вообще затухнуть и пропасть. Второе – для того, чтобы душу постоянно подстраивать на  тональность веры, необходим камертон – чистый звук, эталон – которым для христианина является прежде всего участие в Божественной Литургии, причащение Святых Христовых Таин. Также, как и ученик с каждым годом занятий начинает открывать для себя всё большие глубины в музыке, слышать новые голоса, улавливать прежде недоступные интонации – также и в жизни по вере происходит постоянное обновление нашего духовного слуха. Но если фальшь, которая ещё недавно резала слух, от которой мы раньше сразу же отворачивались, сегодня уже не вызывает никакого смущения в душе – есть повод серьезно задуматься: таков ли плод нашего христианства, которого ждёт от нас наш Небесный Господин?

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Согласно священной истории, Христос часто творит чудеса. Большинство из них понятны, закономерны и логичны, тем более, если принимать во внимание ту ситуацию, в которой они происходят. Исцеления больных, воскрешение мертвых, изгнание бесов – все это вещи необходимые. А как понять то, что произошло сегодня? В чем смысл этого действия? Давайте попробуем разобраться.

Что такое смоковница? Это красивое высокое дерево, которое приносит вкусные плоды, смоквы. По-другому это дерево называют фиговым. Есть еще одно название – инжир. Смоковница плодоносит дважды в год: в июне и в сентябре. Причем интересный момент, созревание плодов и цветение у смоковницы идет параллельно. Большая крона – время плодоносить, нет листвы, нет плодов. События в том отрывке, который мы только что услышали, происходят сразу же после входа Господня в Иерусалим, то есть накануне Пасхи. Как мы помним, это апрель. И вот, по какой-то причине, смоковница покрылась листвой, а вот плодов на ней, вопреки обыкновению, нет. Это аномалия, что-то вроде ложного ядовитого гриба, который прикидывается, что он съедобный. Но даже если так, даже если дерево обмануло Господа, какой смысл его проклинать? На ум приходит параллель из истории древнего мира. Когда персидский царь Ксеркс готовил вторжение в Грецию, он построил понтонный мост через Дарданеллы, пролив, который отделяет Азию от Европы. Однако мост был уничтожен сильнейшим штормом. Разгневанный царь, чтобы наказать море, приказал его высечь. Неужели Господь поступает так же?

Если мы рассмотрим этот отрывок в контексте всей Библии, то мы увидим, что описание подобных странных действий нередко встречается на ее страницах. Особенно они были распространены в ветхозаветные времена. Так, например, для того, чтобы указать на скорое падение Иерусалима и пленение его жителей вавилонским царем Навуходоносором, пророк Иеремия ходил по городу, надев на свою шею ярмо. Подобные действия принято называть символическими. Пророк указывает на какую-то духовную истину не словами, а самими поступками. Живой образ намного быстрее доходит до ума и сердца слушателя, призывает его к рефлексии.

Подобное происходит и здесь. Перед нами такое же символическое действие, а по сути, пророчество. Смоковница дает хорошую тень, что весьма желанно в восточной солнечной стране. Поэтому в образной системе Библии смоковница – зачастую символ плодородия, достатка, мира и процветания, а иногда и символ Израиля. Проклиная смоковницу, Христос проводит параллель с Израилем. С одной стороны люди от мала до велика вышли встретить Его как царя и Мессию. С другой – через неделю они же Его и распнут. В этом они подобны смоковнице: видом дают понять, что плод есть, а на самом деле – это ложь, пустышка. Настоящей веры во Христа у них нет.

Не случайно, сразу после эпизода с деревом Христос поднимает вопрос веры. Вера должна быть живая, действенная, такая, что человек, обладающий ею, своими поступками способен был свернуть горы. Если же этого нет, человек становится похож на бесплодную смоковницу, которая ни на что не годится, только на вечное проклятие.

В очередной раз Евангелие напоминает, чего именно Бог ожидает от каждого из нас. Ему мало, когда мы называем себя христианами и носим на шее крестик, ходим в храм на Пасху и Рождество, освящаем машины и квартиры, подаем сорокоусты и заказываем молебны о здравии. Все это всего лишь листва. Господь же алчет действенной веры, как алкал плода от той смоковницы. То есть ожидает от нас реальной жизни в соответствии с Евангелием. Давайте же не обманем Его, но насытим теми плодами, которые вырастим в своей душе усердным исполнением евангельских заповедей.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (41 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...