2016-09-27

Евангелие от Иоанна: XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35 (Павел Великанов)
Поделиться
Евангелие от Иоанна: XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35 (Стефан Домусчи)
Поделиться
p188qkk8n1jgc14ff1fq31jgq1vn13

Собор 12 апостолов

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня снова возвращает нас в события последних дней земной жизни Христа Спасителя. Не будем пересказывать и без того подробное повествование евангелиста Иоанна – обратим внимание лишь на то, каким предстаёт перед  нами Сын Божий и Сын человеческий – Спаситель и Божественный Страдалец.

Прежде всего, бросается в глаза Его величие и спокойствие. В Нём нет ни малейшего оттенка заискивания перед власть имеющими его убить или отпустить – но в то же самое время нет и намёка на агрессию или возмущение вопиющей несправедливостью. Иисус – над всей этой беззаконной видимостью судопроизводства. Он знает, что Его ждёт, и принимает происходящее с поистине невероятным спокойствием.

Второе – и это не может не изумлять – Спаситель не обижается. Ни в одной евангельской строчке нет даже самого лёгкого намёка на то, что Иисус обиделся. При том, что все основания были. Вполне можно  было обидеться на бестолковых учеников, всё лелеявших мечту о воцарении Иисуса – и самого главного так и не понявших. На еврейский народ, столь щедро облагодетельствованный чудесами и исцелениями – и думавших только о хлебе насущном. Обидеться на весь мир – который так и не понял, Кто к нему приходил. Но даже вися на Кресте в предсмертных муках, когда каждый вздох – это пытка – Иисус думает о Своей Матери, о самом юном из апостолов – Иоанне, о том, что надо именно ему поручить взять Богородицу под свою опёку и покровительство. Но почему же Он не обижается? Ему, как Сыну Божию, чужды завышенные ожидания: Он прекрасно знает цену нашей человеческой неустойчивой верности.

Ещё одна черта – даже будучи арестованным, униженным, оплёванным – Он не перестаёт проявлять милость к людям. Он не относится с презрением к несчастному Пилату, совсем запутавшемуся в своих и без того неудачных историях с иудеями – Он разговаривает с ним, Он даёт ему шанс всё изменить в жизни – но Пилат эту возможность упускает. Иисус не навязывает Себя никому – но в то же время не стесняется прямо говорить о том, зачем Он пришёл.

И последнее, на что хочется обратить внимание – это мужество Спасителя. Когда после бичевания, после которого многие или умирали, или просто сходили с ума от боли, Пилат выводит к иудеям Иисуса – в его возгласе «Вот это – Человек!» – нельзя не услышать искреннего изумления и даже восторга. Весь в кровоточащих ранах, едва живой – Иисус остаётся верным Своим словам о любви к врагам, о невозмездии, о прощении. То, что Его силы были на пределе, подтверждает эпизод с падением под ношей Креста – перед нами не какой-то «супергерой», а обычный, нормальный человек, со своим пределом физических возможностей – но при этом совершенно не сломленный духом, не отчаявшийся, не унывающий. Он всего Себя целиком уже отдал в жертву ради спасения человечества – и пьёт горькую чашу страданий до дна.

И всё это – наш Бог, наш Спаситель, наша Единственная Надежда и Упование. Когда доходит до ума и сердца, чего стоило Ему наше спасение – остаётся только одно: в благодарности и молчании стоять перед Его Крестом – и восхищаться, какой же всё-таки наш Бог замечательный!..

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Как уже было сказано вначале, сегодняшнее чтение составное. Оно представляет собой несколько отрывков, которые связаны одной темой – суд, распятие и смерть Христа на кресте.

Итак, мы слышим, как старейшины возмущены тем, что представляется им кощунством. Они хотят смерти Христа, но не желая брать на себя ответственность заставляют сделать это Пилата. Пилат считая, что Христос не виновен, не желает быть убийцей невиновного, но боится обвинений в поддержке «Царя Израильского», который для властей выглядел обычным бунтовщиком. Услышав, что Христос обвиняется в том, что Он делал себя Богом, Пилат испугался, но боязнь гнева кесаря оказалась сильнее и прокуратор отдает Его на распятие. Прежде чем обвинять его в малодушии и трусости, стоит задуматься, не так ли поступаем мы сами, когда из-за страха перед временными трудностями, мы поступаем против совести, лишь бы здесь и сейчас все было хорошо.

Далее мы слышим, как Христа распинают среди двух разбойников, но это не только факт, это символ того, для чего Он пришел. Вспомним, что Христос общается с мытарями и блудницами, что бы исцелить их, больных грехом. Зная всю тяжесть болезни человечества, Он как врач входит с болезнью в самое тесное соприкосновение.

И даже в этой страшной ситуации, умирая в мучениях, Христос не оставляет заботы о своей матери, усыновляя ей своего любимого ученика, который будет поддерживать ее до старости.

Итак, Христос умирает на кресте. Вряд ли найдется человек, который никогда не сталкивался с человеческой злобой и несправедливостью, но все это сконцентрировалось в том событии, которое произошло на Голгофе. И все же, в существовании земли и человека на ней не было бы смысла, если бы все эти ужасы были единственной правдой о них. Страшно слушать эти строки… Но ужас и отвращение от человека, способного на все это не больше той любви, которую Бог проявил к людям. Мир оказался для него настолько дорог, что Сын Единородный, пришел и умер, для того, чтобы все это зло перестало быть последним и определяющим законом, чтобы крест из позорного средства казни, стал знаменем победы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (34 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...