2016-09-25

Евангелие от Матфея: XXII, 1-14
Поделиться
Евангелие от Матфея: XXII, 1-14
Поделиться

ПРИТЧА О БРАЧНОМ ПИРЕ Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 1-14

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир».
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».
14 Ибо много званых, а мало избранных.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

В притче Христа Спасителя о званых и избранных есть два неожиданных поворота сюжета. Сначала рассказывается о брачном пире и странной реакции приглашённых: они не только отказываются пойти на праздник, но и оскорбляют и даже убивают посланных рабов. Царь в гневе посылает свои войска уничтожить обидчиков. Всё достаточно понятно. Мы подошли к первой неожиданности: царь принимает решение наполнить свои палаты не избранной элитой, а бомжами и самыми низкими людьми – причем в тексте сказано буквально: и злых, и добрых. Вместо благородных званых пир наполняется нищими, оборванными, больными, дурно пахнущими.

Но и это еще не всё: сюжет вдруг снова делает резкий разворот: почему-то вдруг царь  обращает внимание на человека, который не одет в брачную одежду. В ответ на вопрос царя незнакомец молчит. Его связывают и выбрасывают «во тьму внешнюю» – то есть на улицу, в самую гущу ночи – где бродят хищные звери, готовые быстро расправиться с безоружным человеком.

Исполненная парадоксами сегодняшняя притча в итоге как бы «закольцовывается». Ведь и званые гости, и выброшенный на улицу незнакомец в итоге оказались вне царского пира – при том, что между ними, казалось бы, ничего общего не было. Оскорбители царя были уничтожены вместе с городами, где они жили – незнакомца быстро сожрали хищники. Но если посмотреть чуть внимательнее на званых и несчастного незнакомца – нетрудно обнаружить всего лишь одну общую черту – бесстыдство.

Когда бомжи шли на царский пир, они почти не сомневались, что их туда просто никто не пустит. Ещё бы: оборванные, грязные, давно отвыкшие от человеческих удобств – не самая приятная компания. Но лишь они переступили порог царских палат – им выдали праздничные одежды – и произошло чудесное преображение: эти никчемные люди вдруг ощутили себя – людьми, вовсе не безнадёжными. Они поняли, что милость Царя – больше и сильнее, нежели их порочность. Царь может переступить через наши, человеческие, условности – на то он и Царь! Когда они увидели друг друга в совершенно нейсвойственном им статусе – их лица просияли: то лучшее, что у каждого из них скрывалось на самой глубине, вдруг прорвалось на поверхность и засветилось.

Ну а что же сделал наш несчастный незнакомец и молчун? Он счёл для себя ненужным покориться «дресс-коду» царского пира, и прошёл таким, каким и был в обычной жизни. Этим самым он словно бы говорил царю: раз ты меня позвал – то будь добр, терпи таким, какой я есть. Я не собираюсь играть по твоим правилам, я просто хочу бесплатно поесть, напиться и – уйти обратно. Не лезь ко мне в душу со своими правилами! Я не собираюсь выстраивать с тобой никаких отношений, мне от тебя ничего не надо. Я просто хочу использовать твою милость для себя – и больше ты мне не нужен.

Царь – на то и Царь – чтобы с первого взгляда понять, что хотел сказать этот человек своим видом. По сути, Царь приказывает его выбросить вон не за то, что он – беден и оборван. Причина в другом: этот несчастный сам себе отказал в праве стать другим. Он хочет остаться одиноким даже на праздничном пире: он не желает стать единством со всеми остальными, покорившимися царской милости.

Если в толковании притчи ситуация с званными понятна – это некогда избранный Богом еврейский народ, отказавшийся принять Христа и праздничный пир Его Царства – за что и наказанный уничтожением Иерусалима и рассеянием – то кто же этот загадочный незнакомец?

Им может оказаться любой из нас. Уверенный, что если других грешников в Царство Божие пускают – то и меня уж точно возьмут. Не испытывающий безграничной благодарности за ту милость, которую ему оказывают, а считающий Царя обязанным миловать грешников. Не ощущающий стыда и неловкости за то, что своим непотребством вносит грязь и вонь греха на общий праздник.

Сегодняшее Евангелие учит нас тому, что гениально точно выразил преподобный Силуан Афонский духовной заповедью: держи ум твой во аде – и не отчаивайся! То есть не имей ни малейших претензий на право быть спасённым, какие бы великие подвиги ты не совершил и какие бы добродетели не стяжал – но будь всегда готов принять милость Бога и крепко верь, что она тебя стороной не обойдёт!

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В начале сегодняшнего чтения мы слышим, что Христос продолжает говорить к народу притчами. В этих кратких и емких историях Он чаще всего обращается к теме Царствия Небесного. Не описывая никаких деталей Он говорит так, что мы понимаем: Царство – это тайна, которая откроется тем, кто пойдет за Ним. И в, то же время, несмотря на тайну, мы узнаем о Царстве нечто такое, что здесь и сейчас помогает нам стремиться к Нему.

Итак, в сегодняшнем чтении, Царство Небесное уподобляется брачному пиру, а Бог – Царю, которые его собирает. Этот образ совсем не случаен, ведь представления о рае всегда связаны с полнотой и изобилием. Поэтому и Царство – это радость общения, это торжество и пиршество.

Царь готовил его, ожидая пришествия гостей, которые были заранее позваны. Судя по библейской истории, можно сказать, что «заранее позванным» является еврейский народ, потому что именно с ним Бог заключил завет, именно ему дал закон. И вот, обличая окружающих его иудеев, не желавших верить в него, Христос говорит, что те, кто был заранее позван, не захотели прийти, отказались от Божьего приглашения.

Но что же значит это нежелание?

А значит оно, что у позванных нашлись свои планы… Причем обратим внимание на то, что сами дела, которыми они занялись, не являются какими-то греховными. Это обычные человеческие занятия. Но они оказались настолько увлечены ими, что некоторые даже оскорбили и убили царских посланников, чтобы не идти на пир.

Но в самих ли делах проблема? Разве запрещены они Богом? Конечно, нет. Дело не в них, а в людях, которые превращают их в кумиры и ради них отказываются своего призвания.

Когда мы слышим о таком странном поведении, оно кажется нам совершенно невероятным. Но именно так, стали поступать те, кто гнал Христа и апостолов. И именно так, поступаем мы сами, когда отказываемся от Бога, будучи увлечены своими земными делами.

И все же, Бог сотворил людей для радости Царства и не отступает от своего намерения. Именно поэтому Царь в притче посылает своих слуг и они должны привести на пир всех, кого смогут найти, злых и добрых, всех кто даст свое согласие. Выходя поприветствовать гостей, хозяин видит среди них человека одетого в обычную одежду.

Что значит этот образ?

Брачная одежда – это одежда торжественная, выражающая настрой человека. Одевая ее, приходящие соучастие в торжестве и радовались вместе с хозяином пира. Но, учитывая, что большинство из сидящих за столом, ни на какой пир не собирались, и пришли потому что их позвали в последний момент… можно предположить, что брачную одежду попросту выдавали. И если этой одежды не оказалось только у одного человека, это значит, что он пришел на пир не для того, чтобы радоваться, а для того, чтобы просто повесть.

Возможно, его можно было бы понять. Он нищий, попавший на пир почти случайно. Но даже здесь – он сознательно не хочет радоваться. Заметим, что Царь не начинает с обвинений, но спрашивает: Друг, почему ты не в брачной одежде? И само обращение, и вопрос указывают на то, что царь расположен к пришедшему и ищет возможных причин для оправдания… Но пришедший молчит. Молчит, потому что знает, что – это его выбор.

Каждый из нас живет своей жизнью и Бог не запрещает этого. Но, в то же время, Он ждет от нас, что мы будем всегда помнить, кто мы, для чего мы живем, к какой высокой цели мы призваны. И когда Он зовет нас, обстоятельствами жизни или голосом совести, очень важно найти в себе силы и оставив свои дела, откликнуться на Его призыв.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (28 оценок, в среднем: 4,71 из 5)
Загрузка...