2017-09-05

Мк., 17 зач., IV, 24-34 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться

SeyatelМк., 17 зач., IV, 24-34 (иером. Феоктист Игумнов)

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Мы привыкли к видимым результатам. Если мы ставим перед собой цель похудеть, то одновременно с постановкой этой цели покупаем весы. А если мы начинаем бегать, то вместе с кроссовками берём фитнес-трекер. И первое, и второе необходимо нам для измерений. Особо педантичные люди ведут дневник, они заносят туда свои показатели, строят графики, ежемесячно делают выводы и корректируют курс. Вообще, мы любим статистику о самих себе. И, пожалуй, не зря: правильно отобранные статистические данные неизбежно радуют и показывают нам самим какие мы, в сущности, молодцы. Желание перенести годами отточенные методы подсчёта всех сфер своей жизни в область жизни духовной бывает очень велико. Сказывается привычка, сказывается и наше непонимание того, что духовная жизнь, в отличие от жизни религиозной, не поддаётся счету. Параметры и достижения религиозной жизни посчитать очень просто. Нет ничего сложного в том, чтобы зафиксировать количество посещения храмов. Разделить эти посещения на несколько типов: утреннее богослужение, вечернее, молебны, участие в крестинах, участие в венчаниях. Можно даже посчитать время, которые было потрачено на домашнюю молитву и на чтение книг духовно-нравственного содержания. Не составит труда осуществить подсчёт добрых дел и оценить ежегодные затраты на благотворительность. Если динамика положительная, то есть все основания порадоваться: я стал лучше, я сделал больше, я чего-то достиг. Спору нет, действительно, увеличивая все эти параметры, фиксируя их, мы чего-то достигаем. Именно «чего-то». Того, что, пожалуй, можно назвать интенсивностью религиозной жизни. Безусловно, религиозная жизнь имеет отношения к жизни духовной, но она не определяет ее. Христос Спаситель сказал о духовной жизни как о колосе, рост которого сокрыт от глаз человека. Сегодня у нас есть возможность фиксировать любые, даже самые небольшие изменения, и, наверное, абсолютно все видели ускоренные видео, на которых динамично растёт то или иное растение. Но для человека первого тысячелетия рост растений не был таким очевидным. Именно эту неочевидность духовного возрастания имел в виду Христос Господь, когда говорил о бросившем в землю семя человеке. Духовная жизнь это, в-первую очередь, живое общение с Личностью Бога. Оно подобно общению с любой другой личностью. Всем нам понятно, что любовь, к примеру, к родителям не определяется суммами финансовой помощи, которую мы им оказываем. Она не определяется количеством сделанных им подарков или сказанных добрых слов. Любовь к ним в чем-то другом, в чем-то таком, что довольно непросто определить и совсем невозможно посчитать. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, которое совершается силою благодати Божией.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (89 оценок, в среднем: 4,96 из 5)
Загрузка...