2016-09-19

Евангелие от Марка: IV, 10-23
Поделиться

22653_thumbЕвангелие от Марка, Глава 4, стихи 10-23

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят;
своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их
16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Никогда не задавали себе вопрос, почему Христос так часто говорил притчами? Почему он использует образы, которые с одной стороны так всем хорошо знакомы из повседневной жизни, с другой вызывают у слушателей массу вопросов. Неужели нельзя было прямо говорить, как, например, преподаватель на лекции? Все сразу бы стало понятно. Исчезла бы масса недоумений и, возможно, больше бы людей уверовали в Него как в Мессию? Сегодня Спаситель дает нам на это ясный ответ.

Оказывается, все дело в слушателях. Не все из них способны услышать и принять те истины, которые им желает открыть Господь. Такое может быть, например, если ученику младших классов начать объяснять математику тем языком, которым ее объясняют старшеклассникам. Вряд ли он сможет вникнуть в материал. Написанное в книги для него будет просто бессмысленным набором закорючек и черточек. В лучшем случае он заснет. В худшем забросит учебник математики в угол и возненавидит ее навсегда. Поэтому, чтобы сохранить интерес ребенка к предмету, педагоги разработали всякие ухищрения: белочки, орешки, зайчики. Это ребенку понятно. Вырастит, окрепнет умом и сможет воспринимать информацию непосредственно.

В своем духовном взросление человек также проходит определенные этапы. Увы, некоторые так и остаются духовно незрелыми и неразвитыми, а потому с трудом воспринимают слова о Боге. Об этом сокрушался еще пророк Исаия: «слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Именно эти слова и повторяет Господь, объясняя ученикам, почему Он говорит притчами. Сердца многих Его слушателей косны, то есть, атрофированы, неразвиты. Говорить им что-то напрямую бывает или бесполезно или даже опасно, так как может нанести вред слушателю. Это все равно, что заставить человека, который долгое время провел в темном подвале, посмотреть на яркое солнце.

А потому, как мудрый педагог, Господь и выбирает притчу. Это простые, всем хорошо известные и близкие по собственному опыту житейские истории. Однако понять их глубинный смысл может лишь тот, кто умеет вглядываться в жизнь. Кто за простыми будничными событиями способен видеть высшую гармонию. Те же, кто еще пока не приобрел эту способность, в лучшем случае, как дети, услышат занимательную историю. Так Господь сохраняет своих слушателей. Притча – словно защитное стекло, при помощи которого люди могут приступать к высоким богословским смыслам постепенно, пока не окрепнут глаза и не привыкнут к свету. Спаситель каждому позволяет познать тайны Царства Небесного, то есть, истины о Боге и Его замысле, в той мере, в какой они к этому готовы, через призму личного духовного опыта.

Как говорим с людьми о Боге мы? Как доказываем, например, Его существование или же правоту нашей веры? Зачастую, в горячем споре, пытаемся оглушить собеседника цитатами из Писания или при помощи хитроумных философских и богословских аргументов. Верно ли это? Способен ли человек воспринять информацию в таком виде? Или же скорее она вызовет у него отторжение? Сегодня мы услышали, как Господь предлагает нам иной путь. Это путь мудрого педагога. Вся наша жизнь, словно притча Господня, должна наполниться глубоким смыслом. Тогда ее свет, как свет светильника, невозможно будет скрыть. И даже те люди, которые не встретили Христа на своем пути, смогут постепенно рассмотреть Его немеркнущий образ в нашей жизни.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (48 оценок, в среднем: 4,96 из 5)
Загрузка...