2016-08-27

Евангелие 27 августа. Дмитрий Барицкий
Поделиться
Евангелие 27 августа. Павел Великанов
Поделиться
images (1)

Мазаччо.”Чудо со статиром”.

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 24-27, Глава 18, стихи 1-4.

Глава 17.

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Глава 18.

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Гордостью и особой святыней Иерусалима, да и всего еврейского народа был величественный храм. Это было единственное место, где, согласно уставам иудейской религии, можно было совершать богослужение: приносить жертвы Богу. Храм был огромен, богато убран и имел большой штат священников и тех, кто им помогал. Все это было необходимо как-то содержать, а потому каждый еврей раз в год должен был делать взнос в храмовую казну. Сумма налога равнялась двум греческим монетам, которые называли драхма. Это равнялось двухдневной зарплате поденщика, то есть человека, который работает по найму и получает зарплату каждый вечер.

В отрывке, который мы только что услышали, события происходят в период уплаты подобного налога. Скорее всего, иудеи обращаются к апостолу Петру с вопросом, будет ли его Учитель платить налог, не случайно, но с коварным умыслом. Если Иисус откажется, это явится лишним поводом возвести на Него обвинения. Однако Господь соглашается, но предварительно он произносит притчу о царе и его детях. Смысл ее очевиден: царь никогда не берет налог со своих детей. Собственно и налоги собираются для того, чтобы их содержать. Также и здесь.

Однажды молодая пара пришла в храм венчаться. Оба ходили в него с детства и проводили там много времени: парень помогал священнику в алтаре, а девушка пела на клиросе. Когда они начали оформлять в церковной лавке документы и уже достали какие-то деньги, чтобы заплатить за венчание, подошел священник и запретил им это делать. «Вы проводите здесь столько времени и столько сил тратите, неся свое послушание, что будет просто по-человечески непонятно, если бы кто потребовал с вас денег». Вот об этом и говорит Христос Петру. Человек, для которого храм Божий стал родным домом, в который он спешит вернуться, священник – отцом, прихожане – братьями и сестрами, всегда выше тех отношений, которые могут быть описаны в категориях товара-денежного оборота. И даже если он подчиняет себя этим отношениям: покупает свечку, жертвует деньги за церковные требы, просто благодарит священника, он делает это свободно, словно приносит в родную семью, родным людям. Потому что ему хорошо известна жизнь его прихода, и в чем он имеет нужду: нужны средства на прохудившуюся крышу, на воскресную школу, поддержать больного собрата, многодетную семью того же молодого батюшки, ну или же для того, чтобы не соблазнить посторонних.

Ведь для них зачастую все выглядит иначе. Храм – что-то вроде духовного супермаркета, бюро по оказанию ритуальных услуг. Люди, которые в нем работают – мелкие служащие, священник – менеджер. Я плачу, мне обязаны оказать определенные услуги. Причем оказывать качественно и быстро. Если человек привык жить в такой парадигме, если ему так комфортно, пусть живет. В конце концов, так живет весь мир. Но он, по словам Христа, посторонний. Ведь жизнь христианской общины основывается на иных принципах. Первый из них – принцип семьи, где на главном месте – личностные отношения между ее участниками.

И тогда ключевой вопрос: а что мешает перестать быть таким потребителем и стать сыном, стать родным? Человек ответит: «много мешает. В одном храме был, там поп какой-то неказистый, все бегом, бегом; в другом – бабульки злые; в третьем – дьякон писклявый и хор в ноты не попадает». Да мало ли еще что можно сказать.

Предвосхищая это, Христос и говорит по детей. Отличительная черта ребенка – доверие и простота. Он смотрит на мир без подозрения, а в каждом человеке видит что-то значимое, не обращая внимания на его недостатки. Поэтому детей так все и любят. Именно поэтому их Царство Божие. Они легко входят в семью, какая бы она ни была. Находят язык со всеми: и приятными и неприятными. Так и здесь, для того, чтобы прийти в дом отца, стать родным для тех, кто пока еще тебе чужой, нужно понудить себя посмотреть на мир глазами ребенка.

Господь всех нас призывает к Себе. В простоте сердца, подобно детям, придем к Нему. Сделаем Его дом своим домом, а окружающих братьями и сестрами. Пусть это будет нашим первым небольшим шагом к обретению подлинной духовной свободы.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Вопрос, который задают Иисусу сборщики податей, не так уж и прост, как может показаться поначалу. Речь идёт о ежегодной подати на храм, которую должны были платить все взрослые иудеи, вне зависимости от того, где они находились – в Иудее ли, или же в рассеянии в других странах. Однако от этого налога освобождались те, кто не имел собственного источника для существования, а жил исключительно за счет милости. Поскольку и Сам Спаситель, и Его ученики были странствующими проповедниками, и всё, что имели, были благотворительные приношения слушателей и последователей – они могли и не платить этот налог. Вот почему сборщики не требуют в категорической форме выплатить налог, но всего лишь предлагают.

Спрашивая Петра, подобает ли детям царя платить своему отцу налог, Спаситель предваряет вопрос, который мог появиться у Петра: раз Иисус – Мессия и Сын Божий, зачем Ему платить налог на содержание храма Его Небесного Отца? Ответ очевиден: Он свободен от этого налога. Но несмотря на это, Христос повелевает ученику пойти к морю и выловить рыбу – во рту которой и окажется требуемая монета.

Ключевое слово в этом повествовании – «дабы не соблазнить их». Спаситель, будучи свободен от требования налога на храм, подчиняется и находит возможность уплатить ожидаемое от Него – при том, что даже со стороны сборщиков податей нет никакого давления или принуждения. Для нас такой поступок Спасителя имеет очень важное значение. При всей нелогичности ожидания сборщиков, Он идёт на уступку человеческому неведению: Спаситель не хочет расстраивать отказом – ведь и сам сборщик живёт на определённый процент от собранных им средств.

Умение увидеть через любую абсурдную ситуацию живого человека – качество, которое прежде всего характеризует Богочеловека. Стоит внимательно всмотреться в множество ситуаций, зачастую сознательно провокационных, в которых оказывается Иисус – и становится очевидно, что везде для него первична личность человека – и только потом – требования закона, традиции, обряды. Ничто не может быть выше человека: никакая система – даже религиозная, даже самая благочестивая, направленная целиком на служение Богу. Всё многообразие религиозных учений и действий – не более, чем посредник, инструмент в общении между конкретным человеком или народом и Живым Господом Богом. Там, где этот инструмент помогает выстраивать эти отношения – он приветствуется; там же, где обряд превращается в препятствие, затрудняет общение – его необходимо убирать.

Вот о чем следует нам всегда помнить, когда мы сталкиваемся с полным невежеством в том или ином вопросе догматического характера или же недоумением по поводу какого-то церковного таинства или обряда. Нельзя ни в коем случае допустить высокомерия, или снисходительного тона. Перед нами – живой человек, ради него, сейчас стоящего перед нами с круглыми недоумевающими глазами и ухмылкой на устах – Бог стал человеком и умер на Кресте. И наша задача – всего лишь познакомить этого человека с его Творцом и Спасителем. Познакомить так, чтобы не отбить всякую охоту ещё раз переступить порог Церкви. Познакомить так, чтобы хотя бы малая частичка его сердца ощутила прикосновение теплоты Божественной любви. Да поможет нам в этом Господь!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (39 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...