2016-08-25

Евангелие 25 августа. Дмитрий Барицкий
Поделиться
Евангелие 25 августа. Павел Великанов
Поделиться
12397

Иисус Христос Пантократор

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 43-46.

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

 

 

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Образ камня довольно часто встречается в Священном Писании. Это очень важный богословский символ. Если мы выясним его значение, нам будет намного легче понять тот смысл, который заключается в сегодняшнем евангельском отрывке.

У Израильского народа была довольно сложная судьба: долгие скитания, египетское рабство, обретение собственной земли и ее потеря, Вавилонский плен, возвращение домой, казалось бы, свобода, конец всех злоключений, но опять потеря независимости и гнет могущественной римской империи. И все это на фоне постоянной ненависти и неприязни со стороны окружающих племен и народов. А потому и сказал царь Давид в одном из своих псалмов: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». То есть, то, на что окружающие смотрели как на нечто непригодное для строительства дома, стало основанием всей постройки. Так псалмопевец образно указал на Израиль. Тот народ, которым все пренебрегали, который все ненавидели, должен сыграть, по замыслу Бога, ключевую роль в истории всего человечества, ведь именно из него должен произойти Мессия. Тот же смысл видим и в словах пророка Исаии: «Вот, я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный». Сион – гора в центре Иерусалима, которая зачастую выступала символом всего еврейского государства. Что делает Христос? Обращаясь к иудейским вождям, он берет хорошо знакомый им образ камня и наполняет его новым смыслом. По его словам, за то, что они не выполнят своего предназначения, за то, что они отвергнут Мессию, придет какой-то новый народ, он станет новым камнем, и отныне он, а не Израиль будет выполнять особую миссию Бога. Безусловно, речь идет о христианской Церкви, которую часто называют Новым Израилем.

Но не только на эти смыслы намекает образ камня. Обратим внимание на то, что по словам Христа, этот камень станет непреодолимым препятствием для некоторых людей: кто на него упадет, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. О чем идет речь в этом случае? Давайте опять обратимся к Ветхому Завету. Вот, что пишет пророк Исаия: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены». Камень в данном случае – Сам Бог. Он установил закон и дал его евреям, Своему народу. Однако Израиль отказался следовать этим законам, а потому навлек на себя многочисленные скорби.

Итак, в этом отрывке при помощи образа камня Христос указывает на самого Бога, то есть, на Себя. Его отвергнут, унизят, распнут, а Он все равно победит. Более того, те, кто Его отвергли, сами себе вынесут приговор.

Это можно понимать не только в отношении иудеев, распявших Христа и в результате, проваливших свою миссию, потерявших свой храм и свою родину, по сути, оказавшихся на периферии истории. Это касается любого человека, который пытается игнорировать Бога в своей жизни. Ведь Бог подобен огромному камню, который всегда лежит на твоем пути и постоянно напоминает о Себе. Его не обойти и не перепрыгнуть. Это, конечно, можно пытаться делать, можно даже воевать с Ним, но результат всегда будет один и тот же: или ты будешь раздавлен или разобьешься, окажешься выброшенным на обочину жизни. Единственный выход – смириться перед Ним и поставить Его во главу угла, сделать Его закон основой всех своих начинаний. Только в этом случае здание нашей жизни будет крепким и вечным.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

При всей краткости сегодняшнее евангельское чтение очень хорошо отражает то предельное напряжение, которое сопровождало последние дни перед арестом Иисуса Христа. Притчи, рассказанные Спасителем в храме, среди собравшихся иудейских священников и законоучителей, ясно говорили об одном: дело, ради которого и избрал Бог еврейский народ, провалено. Осталась только внешняя видимость особых отношений с Богом – но под этой ширмой – пустота. Вместо плодов веры – сплошной пустоцвет. Скрытая неприязнь, с которой встретили Иисуса духовные лидеры еврейского народа, уже переросла в откровенную ненависть. Любое появление Иисуса среди людей – ещё один повод, чтобы с ним покончить раз и навсегда. Да и решение о том, что Иисус должен быть убит – уже втайне принято, только всё никак не удаётся это осуществить так, чтобы не спровоцировать новых волнений в народе.

Слова Христа о том, что «отнимется от вас Царство Божие и будет отдано народу, который принесёт плоды» – очень хлёсткие для слуха не только первосвященников, но и простого народа. Очевидно, что все другие народы – то есть не евреи – это язычники, люди второго сорта, скверные, гои. Сказать, что Бог отнимает Своё благословение от евреев и отдаёт его язычникам – для любого еврея – просто немыслимые, страшные, хульные слова. Ведь именно богоизбранничество – главное, что держало вместе еврейский народ на протяжение всех веков непростой истории, наполненной преследованиями, войнами и унижениями. И тут – громкие слова: а король-то голый! Это свидетельство Христа о полном провале возложенной на еврейский народ миссии вызвало ярость первосвященников и фарисеев – и если бы не страх перед толпой, которая почитала Иисуса как минимум за великого пророка, Его тут же забили бы камнями.

Для подчёркивания однозначности сказанного Спаситель использует хорошо известный в иудаизме риторический приём – Он говорит о камне, об который разобьётся любой упавший на него, и который погубит любого, на кого он свалится. В позднейшем иудаизме этот образ звучал так: «Если горшок упадет на камень, то горе горшку; если камень упадет на горшок — горе горшку; в любом случае — горе горшку!» Под камнем Спаситель подразумевает Царство Божие, которое в Его Лице уже пришло, и ему бессмысленно сопротивляться: пусть сегодня оно и совсем небольшое и беззащитное, словно горчичное семя или малая мера закваски – но в нём скрыта такая сила, что его остановить уже невозможно.

Вопрос, который задаёт каждому из нас сегодняшнее Евангелие, не прост для ответа: а мы когда-нибудь ощущали прикосновение этого самого камня – о котором говорит Спаситель? Камня веры, перед которым ничто из земного устоять не может? Или для нас вся религиозная жизнь – не более чем отвлечённая философия, слегка приправленная высокими, недостижимыми нравственными предписаниями? Ведь Спаситель неспроста говорит о «краеугольном камне» – то есть замковом, который и держит весь свод: действительно ли для нас Христос – это неотъемлемая часть жизни, её опора и фундамент? Или Он – всего лишь изящное украшение нашего фасада – красивое, но совершенно бесполезное, исчезновения которого едва ли кто-то заметит?

Для правильных отношений между нами и Богом крайне важно понимать: Бог – это не мальчик на побегушках, готовый по первому звонку выполнять любую нашу прихоть. Не Он должен приспосабливаться под нас, но мы – исправляться Им! Он – Твердыня, Камень, Оселок, только об Который и может быть выточена наша душа для Царства Небесного!

 

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (36 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Загрузка...