2016-08-20

Мф., 64 зач., XV, 32-39.
Поделиться
959582415

Преломление хлебов

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 32-39.

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
35 Тогда велел народу возлечь на землю.
36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Все то время, которое ученики Христовы провели со своим Учителем было временем обучения, своего рода школы. Как и всякая другая настоящая школа, школа Христова учила не только тогда, когда Учитель говорил непосредственно о вопросах духовной жизни или же о вопросах нравственности, не только тогда, когда Он излагал истины о Небесном Царстве, но и во всякую другую секунду. Точно также и настоящий учитель учит не только на уроке за партами в классе. Он учит всей своей жизнью. В услышанном нами сегодня евангельском отрывке мысль, которую доносит до Своих учеников Божественный Учитель очевидна, она иллюстрирует Им Самим незадолго до этого сказанные слова о том, что в жизни христианина нет места суетливой заботе о пропитании, что Бог в силах прокормить каждого, что первой целью и устремлением человека должна быть не забота об обеспеченном и со всех сторон защищённом теле, а о душе и об исполнении Христовых заповедей. Господь предлагает изменить привычный нам порядок жизни, в котором мы отдаём основную и подавляющую часть своего времени заботам о земном и, если сложится и получится, если будет настроение — немного времени выходного для заботе о своей душе. И не то, чтобы мы не думали и о душе. Думаем. Но полагаем, что раз Бог всесилен, то Он вполне способен устроить нашу душу без нас. Но есть проблема: Бог не отрицал Своего всесилия, но при этом Он говорил об обратной схеме: мы должны заниматься своей душей и богоугождением, а Он — устройством нашего земного бытия. В Евангелии Господь Иисус Христос неоднократно демонстрировал, что Он способен это сделать. И читая евангельские описания чудес в голове неизбежно крутится мысль: это все прекрасно, но тогда Он был с учениками рядом, был рядом телесно, а сегодня — нет и потому сейчас Он может ненароком проглядеть мою нужду, оставить меня без необходимого. Неправда этой назойливой мысли начинается со слов о телесном присутствии Христа с Его учениками. Он и сейчас с нами. С нами Он теснее, чем был с апостолами все три года Своего земного служения. Он с нами в Таинстве Своих Святейших Тела и Крови. Таинство Тела и Крови иначе называет общим деланием, то есть литургией. Оно подразумевает собрание людей, которые не только вместе молятся, но и, насколько это возможно, стараются делать совместно и многое другое. В нынешнем евангельском чтении мы слышали, что Господь Иисус Христос не творил хлеб и рыбу из ничего, Он попросил принести те продукты, которые были в наличии. Он умножил принесённое людьми. Точно также Он и сегодня в каждой литургической общине, в каждом храме и монастыре, умножает то, зачастую очень немногое, что приносят люди. Умножает таким образом, что не только хватает всем, но и появляется возможность раздавать нуждающимся. Чудо попечения Бога о земном возможно лишь в этом контексте: в контексте совместной молитвы и совместной жизни литургической общины. Постараемся помнить об этом и не закрываться от тех, с кем мы причащаемся из одной Чаши и тогда мы сможем стать непосредственными участниками нынешнего евангельского чуда!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (35 оценок, в среднем: 4,77 из 5)
Загрузка...