2017-08-05

Мф., 64 зач., XV, 32-39 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
Насыщение множества народа

Насыщение множества народа.
Художник: Константин Сутягин.

Мф., XV, 32-39 (о. Дмитрий Барицкий)

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
35 Тогда велел народу возлечь на землю.
36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Давным-давно в Древней Греции жил философ по имени Платон. Он был один из первых, кто заявил, что тело – это всего лишь темница души. Высшее благо для человека со временем избавиться от этих тюремных оков. Развоплотиться. Вернуться в мир духовный. Эти идеи были так популярны, что на заре нашей эры проникли даже в христианскую среду. Здесь также появились люди, которые начали утверждать, что материальное начало – это скверна, источник греха. Все проявления телесности – нечто нечистое. То, от чего лучше избавиться, чтобы обрести спасение. Поэтому они с отвращением смотрели на всяческие естественные физиологические процессы, они гнушались брачными отношениями и самим браком, они проповедовали крайний аскетизм и воздержание. Их идеалом было максимальное бесстрастие, которым, возможно, обладают одни ангелы. Казалось бы, какая высота, какой идеал! Однако Церковь признала эти настроения крайностью и осудила их целым рядом соборов. Почему же?

Евангелие, которые мы сегодня услышали, дает нам ясный ответ. Перед нами рассказ об одном из самых поразительных чудес Спасителя – насыщении четырех тысяч человек крохотным количеством еды. Евангелист делает акцент на том, что Христу становится жалко людей, которые физически измотаны. Он совершает чудо, чтобы они не ослабели в пути. То есть, заботится не только о вечной душе человека, но уделяет не малое внимание и его телу.

И это не единичный случай. Так, например, Господь благословлял брак и брачные отношения. А о том, что Спаситель не был суровым аскетом в нашем понимании этого слова, и не пренебрегал телесностью человека, свидетельствует то, что Он часто принимает участие в различных трапезах. Фарисеи даже упрекали Его в том, что Он любит есть и пить вино с мытарями и грешниками.

Всем этим Господь ясно дал понять, что человеческое тело не есть источник и причина греха. Его корень гораздо глубже. Это область нашей души и, в первую очередь, область нашего ума и воли. Поэтому Христос и говорит: «не то что входит в уста оскверняет человека… а исходящее из уст из сердца исходит сие оскверняет человека». Просто телесные проявления – первое, на что мы обращаем внимание. В то время как следить за своими чувствами, мыслями и желаниями намного труднее.

Именно по этой причине весь подвиг христианина в первую очередь должен быть сосредоточен на внутреннем, так называемом, душевном делании. Внешняя аскеза, телесные ограничения, продолжительные бдения, пост – всего лишь вспомогательный инструмент, который помогает нам тщательнее разглядеть свое духовное состояние, прислушаться к тому, что происходит у нас внутри. И с другой стороны, ни семья, ни здоровые супружеские отношения, ни общение с друзьями, ни умеренная забота о своем теле, не могут помешать человеку обрести спасение. Ведь и Господь был и есть человек, ведь и у Него есть наш ум, наша душа и наше тело.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (54 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...