2016-08-14

Мф., 58 зач., XIV, 14-22.
Поделиться
724439590

Насыщение народа пятью хлебами

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 14-22.

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

В христианстве есть свои аксиомы. Одна из них гласит, что каждая евангельская буква и каждое евангельское слово — неслучайно и они имеют громадный смысл. К примеру, евангелист Матфей рассказывает о чуде насыщения хлебами в пустыне два раза: первый раз в 14-й главе и второй раз в 15-й. Может показаться, что это фактически идентичные эпизоды и что различное количество накормленных людей и неодинаковое количество оставшихся продуктов — не более чем поздняя редакторская правка одного и того же эпизода или же какое-то историческое наслоение, в котором виноваты древние переписчики. Но толкователи обращают внимание на одну любопытную деталь нынешнего евангельского чтения, которой отличает его от аналогичного эпизода 15-й главы: Господь Иисус Христос велел народу возлечь на траву. Трава в Палестине довольно мимолётное явление, она появляется на очень краткое время в весной и вскоре ее сжигает солнце. Трава появляется незадолго до празднования иудейской Пасхи, как раз тогда, когда со всей Палестины паломники движутся в Иерусалим, в центр торжества. Некоторые толкователи считают, что те люди, которые слушали слова Христа в пустынном месте и которых накормил Господь были как раз теми самыми паломниками. Когда мы сегодня собираемся в путешествие, мы, при желании, можем не брать с собой провиант: сетевые кафе аэропортов, завтраки, обеды и ужины самолётов, вагоны-рестораны и бабушки на полустанках не дадут нам проголодаться. Хотя, конечно, многие отправляясь в путешествие по-прежнему не отказывают себе в классическом гастрономическом наборе путешественника. Но во времена земной жизни Христа такой набор был жизненной необходимостью и очевидно, что у только начавших свой паломнический путь людей был с собой запас еды. Может быть, не у всех, но у большинства. Согласно этому взгляду на нынешнее евангельское чтение, Христово чудо состоит не в том, что Он, будучи Воплотившимся Богом, увеличил количество материальных благ, а в том, что Его слова проникли в сердца людей и помогли людям начать делиться своими припасами с теми, кто в силу различных причин не мог похвастаться изобилием своих вещевых мешков. Чудо Христа было в том, что Его слова вселили в людей уверенность в заботе о них Бога, напомнили о синайской пустыне, в которой Бог прокормил Свой народ. Накормив голодных, Господь помог понять тем, кто отдавал припасённые для своей семьи продукты, что и они, их щедрые руки — Божие чудо. Что щедрость и забвение себя помогает стать соработником Бога. И что Бог никогда не оставит тех, чьими руками Он творит Свои чудеса.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (33 оценок, в среднем: 4,76 из 5)
Загрузка...