2017-07-26

Мф., 68 зач., XVI, 20-24 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться

81953

Мф., XVI, 20-24 (иером. Феоктист Игумнов)

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Вовсе не случайно Христос говорит о сатане как о соблазне. Конечно, нельзя сопоставлять опыт Воплощённого Бога и опыт человека, но подобные соблазны от врага рода человеческого переживали и очень многие люди после Христа. Те, кто встал на путь борьбы со злом в самом себе и преуспел на этом пути, те, кто достиг определённой меры чистоты и святости.

С любой ступени духовного совершенства человек может упасть. Это известная истина, она нашла своё графическое отображение в иконописи в виде лестницы, по которой поднимаются подвижники и с которой их пытаются свергнуть вниз злые духи. Нет никакой гарантии того, что победив какую-нибудь страсть, изжив какой-то давно терзающий душу грех, человек не впадёт в него снова. И тогда неизбежно возникнет вопрос: а какой, собственно, толк во многих годах молитв и самоограничения? Ведь после всего я оказался ровно там же, где и был. Где доказательство того, что этот путь правильный? Годы идут, а результата нет. А если он и был, то куда-то улетучился. Я стал лишь хуже. Опытнее и, пожалуй, циничнее. Нам сложно понять, да и, пожалуй, нам не стоит пытаться представлять, что ощущал Спаситель при попытках апостола Петра возразить Ему. Из Евангелия мы знаем, что Христос сомневался. Он не сомневался в том, что надлежит сделать. Его сомнения были другого рода: Ему было страшно и потому Он просил Своего Отца, чтобы чаша страданий Его не коснулась (Мф. 26:39). Он не цеплялся за жизнь всеми возможными способами, но, если была такая молитва ко Отцу, то, надо полагать, до самого конца была и надежда. Надежда на Бога-Отца, на то, что Он изменит Своё предопределение. Слова же апостола Петра не усиливали надежду и не вселяли веру, они побуждали искать другой путь и толкали подчиниться воле слабой боящейся плоти. О том, что подобные искушения подстерегают человека, который решил во что бы то ни стало следовать воле Бога, прекрасно сказал ещё царь и пророк Давид: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге»» (Пс. 3:2–3) Голоса, которые довольно убедительно со ссылками на множество неоспоримых фактов доказывают нам, что выбранный путь — ошибочен и ложен, всегда будут звучать. Звучали они во время Давида, звучали они и во время беседы Христа с учениками, нет ничего удивительного в том, что они звучат и сейчас. Сложно сказать, что стало бы с Давидом, если бы он их послушал, а не выразил свою надежду в молитве. И невозможно сказать, что произошло бы, если бы Господь не осадил того, кто стоял за словами апостола Петра. Давид победил своих противников. Христос победил диавола. Есть только один путь: идти вперёд, слушать лишь Бога и не обращать внимания на те внутренние и внешние голоса, которые убеждают сойти с этого пути.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (73 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...