2016-08-08

Мф., 65 зач., XVI, 1-6.
Поделиться

Cefalu_Christus_Pantokrator_croppedЕвангелие от Матфея, Глава 16, стихи 1-6.

1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Напряжённая ситуация, о которой повествует нам евангелист Матфей, очень примечательна: впервые мы видим, как традиционно враждовавшие партии фарисеев и саддукеев вдруг объединяются против Христа. Удивительное дело: фарисеи – популярные религиозные лидеры, строгие формалисты, буквоеды, влюблённые в каждую черту писанных и неписанных законов. Саддукеи – политики, аристократы, элита, лояльная к римской власти, с улыбкой и снисхождением смотрящие сверху вниз на мелочную суету религиозных фанатиков. Какой там Мессия? Какое воскресение из мертвых? Какое бессмертие души? Какие ангелы и демоны? Какая «судьба» – когда всё, абсолютно всё, в руках самого человека? Какие «предания старцев»? Всё это – по мнению саддукеев – для простолюдинов, невежд. Иосиф Флавий сравнивал саддукеев с эпикурейцами, а фарисеев – со стоиками: хотя по своей сути это сравнение совершенно некорректно, но тем самым он пытался показать, насколько эти два направления в иудаизме были непримеримо различными.

Примечательно, что не только сами фарисеи и саддукеи выступают вместе, искушая Христа – но и Сам Иисус объединяет их, когда предупреждает учеников об опасности «закваски фарисейской и саддукейской». Но парадокс заключается в том, что как такового единого «учения» фарисеев и саддукеев быть в принципе не могло: это настолько разные мировоззрения, что их никакими способами соединить воедино невозможно!

Значит, под «учением» здесь имеется нечто гораздо более глубокое, фундаментальное, что лежит в основе этих двух внешне сильно отличающихся партий. Что же это могло быть?

Ответ нам даёт Евангелие от Луки: где Сам Иисус истолковывает «закваску фарисейскую» как лицемерие. Именно лицемерие, ставшее профессиональной чертой и саддукеев, и фарисеев – при всех внешних различиях – оказывается для Иисуса и Его учеников абсолютно неприемлемым. И когда Иисус с горечью говорит о том, что различать природные явления вы – и саддукеи, и фарисеи – умеете прекрасно, а вот простые духовные вопросы – для вас – полная неясность – Он прямо называет и тех, и других лицемерами.

Но что же такое лицемерие? Как пишет преподобный Иоанн Лествичник, «лицемерие – это противоположное тела с душой устроение, переплетенное всякими вымыслами». Лицемерие противоположно честности и искренности. Именно лицемерие позволяет устанавливать «двойные стандарты» – для себя и для окружающих, для «внутреннего круга» избранных и для всех остальных. Другими словами, лицемерие – это ложь, только не словом, а самой жизнью. Не надо быть великим психологом, чтобы понять: когда между телом и душой – постоянный конфликт, когда слова и мысли об одном, а дела и жизнь – о другом, всё это неизбежно приведёт к серьезным проблемам и в жизни души, и в жизни тела. Психосоматика – это, увы, не выдумка последних лет, а давняя реальность.

Но как понять, насколько каждый из нас пропитан той самой закваской лицемерия, о которой столь предостерегал Иисус?

Прежде всего, лицемерие боится обличения, срывания масок, выпадения «из образа». Лицемер всегда взбивает вокруг себя пену образов – которой пытается скрыть своё содержание. Как только эта пена неизбежно опадает, снова и снова предпринимаются усилия по её взбиванию. В глубине души лежит страх – животный страх оказаться обнажённым, беззащитным, осмеянным. Как только возникает такая опасность – человек приходит не просто в состояние гнева, но в  дикую ярость: ещё бы, жизнь – в опасности! Кто-то пытается узнать, а что на самом деле там, в глубине, находится! Именно поэтому хлёсткие обличительные слова Иисуса столько раз вызывали ярость у фарисеев и саддукеев: им просто становилось страшно, что их хорошо замаскированную сущность выведут на поверхность.

Второй признак лицемерия – это привычка к смене масок. Зашёл человек в храм – и из его уст только и слышно: «Благословите! Спаси Господи!» и прочие умиленные глаголы. Вышел из храма – задели локтем в автобусе – и тотчас обидчика трехэтажным матом, ничтоже сумняшеся! И этих масок может быть очень много: ответственного работника, заботливого родителя, любящего супруга, ревностного обличителя чужих пороков и так далее. Но все эти «одёжки» как легко одеваются – также легко и сбрасываются. Единственное, чего лицемер не допускает – оказаться в простоте, обнажённым, таким, какой он есть на самом деле. Поэтому когда рядом с ним оказываются люди, неизбежно приоткрывающие его сущность – родственники, дети, вторая половина – они легко могут стать ненавистными – именно потому, что отказываются верить в очередную навешенную маску.

Научи же нас, Господи, Твоей Божественной простоте – жить не в «образе» кого-то, а на самом деле просто быть такими, какие мы есть – и не видеть трагедии в том, что кому-то получилось немного приподнять нашу очередную маску!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (39 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...