2016-08-03

Мф., 60 зач., XIV, 35 - XV, 11.
Поделиться

26554Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 35, 36, Глава 15, стихи 1-11.

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

ГЛАВА 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Чего Бог ожидает от человека? В чем суть религиозной жизни? Кто может называться истинно верующим? Отрывок, который мы услышали сегодня, дает ответ на эти ключевые вопросы.

Иерусалимские книжники и фарисеи, упомянутые в Евангелии, были наиболее ортодоксальной и консервативной прослойкой иудейской религиозной элиты. Они со всей скрупулезностью соблюдали те законы, которые содержались в книге пророка Моисея под названием Тора. Однако, в их сознании, для того, чтобы быть правоверным иудеем, одного этого было мало. Необходимо было тщательно следовать не только тому, что написано в законе Моисея, но и тем многочисленным устным толкованиям этого закона, которые возникли намного позже и которые Христос в совокупности и называет «предания старцев».

Львиную долю этих преданий составляли предписания о т.н. ритуальной чистоте. Правоверный иудей жил в мире, который был наполнен чистыми и нечистыми вещами. Так, например, нечистыми считался кровоточащий человек, мертвое тело, язычник, определенные виды животных, насекомых и многое другое. Если иудей прикасался к этим предметам, он также становился нечистым и не мог участвовать в молитве и богослужении, не мог вступать в общение с людьми и Богом. Была разработана сложная система ритуальных омовений, которые было необходимо совершать несколько раз в день. Ученики Христа и Сам Господь пренебрегают этим, едят не совершив омовения, за что и получают упрек.

В ответ Спаситель упрекает иудеев в той практике, которая была широко распространена среди них. Если отец или мать просили у человека помощи в виде имущества, он мог им отказать, сказав: «то, чем ты хочешь пользоваться, уже не мое, я подарил, то есть, посвятил это Богу». Иными словами, пожертвовал свое имущество, которое мог бы отдать родителю, в храмовую казну и Храм заберет его себе после моей смерти. И многие правоверный иудеи к этой практике прибегали.

Что же произошло? Христос упрекает их в том, что они принципиально важные закона Моисея, такие как любовь к Богу и ближнему, поставили в один ряд с чисто внешними ритуальными предписаниями, которые, к тому же, возникли намного позже и являются по большей мере плодом их собственных спекуляций. Более того, лукаво используя это предание, иудеи в угоду своим корыстным целям, готовы даже пойти против воли Бога, записанной в Десяти заповедях.

Все сказанное в этом отрывке имеет непосредственное отношение к ответу на вопрос, что Бог ожидает от нас и что такое подлинная религиозная жизнь. Сам Спаситель указывает на то, что это полноценное общение с Богом и ближним, через исполнение нравственных норм. Обрядовая сторона вторична и, в конечном счете, является тем средством, которое помогает человеку идти по этому пути, не сбиться с нужного курса.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (37 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...