2017-07-19

Мф., 60 зач., XIV, 35 - XV, 11 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться

26554Мф., XIV, 35 – XV, 11 (о. Стефан Домусчи)

Глава 14.

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Глава 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Люди приходящие в церковь, далеко не всегда помнят, что ей уже две тысячи лет. Две тысячи лет опыта веры и опыта жизни. За это время христиане сталкивались с самыми различными ситуациями: духовными, нравственными, бытовыми и в каждой из них Церковь давала свой ответ в свете Евангелия, в свете Веры.

Церковь — богочеловеческий организм, в ней есть то, что имеет божественное происхождение, но есть и то, что создали люди. Ответ Церкви — это всегда ответ в Духе Святом, но это, в то же время, ответ людей живущих в определенную эпоху, в определенной местности… Людей, которые были христианами, но также были гражданами своего земного отечества, наследниками своих родителей, и шире — наследниками своей культуры. Сегодня мы часто слышим о христианской культуре и говорим, что она формирует людей. Но важно понимать, что и люди формируют ее. Среди множества форм христианской жизни есть главные, но появляются и второстепенные, менее важные, но на каком-то уровне более понятные. Первое, что должен понимать человек, приходящий в Церковь – не все в ее жизни одинаково важно, есть явления центральные, смыслообразующие, а есть обусловленные временем или местом. Удивительно, но человек, приходящий сегодня в храм, за разными формами богослужения, может не заметить центральной роли литургии, таинства Евхаристии или как оно еще называется – Причащения. За разного рода запретами и повелениями – может не заметить любви, без которой все остальное теряет цену.

В сегодняшнем чтении мы слышим как ко Христу приходят книжники и фарисеи и обличают его в том, что его ученики  нарушают заветы старцев и не умывают рук когда едят хлеб, тем самым, по-видимому, оскверняя себя. Однако есть ли в требовании, о котором они говорят, хоть что-нибудь о любви? Является ли оно настолько важным, как им казалось или все же оно условно?

Неужели Христос не знал, что поведение апостолов кого-то смутит? Конечно, знал, и через это смущение и возмущение, показал не столько пренебрежение к их традициям, сколько имел возможность показать то, каким образом определить значимость этих традиций. Отвечая на возмущение, он рассказывает им о другом их предании, которое прямо противоречит заповеди о почитании родителей. Сегодня слова Его кажутся неясными, но в те времена все знали о чем идет речь.

Дело в том, что человек, родители которого обеднели и просили его о помощи, мог использовать определенную уловку, ставшую вполне традиционной и допустимой! Он мог сказать, что пообещал эти деньги Богу и из-за клятвы уже не может им помочь. Иными словами: клятва Богу заставляла человека пренебрегать почитанием родителей и оставлять их без материальной поддержки. С формальной точки зрения он не нарушал закона и его фарисеи и книжники не обличали, в то время как ученики Христа, ели хлеб не умывая рук, что сразу вызывало гнев.

Что же важнее? Бедствующие родители или формальная жертва? Мы видим, что Христа обличают люди чрезвычайно благочестивые, относящиеся с большим трепетом к традициям и обычаям, но забывшие главное – любовь к ближнему. Любая традиция, любое предание не может быть ценно само по себе, они ценны настолько, насколько укоренены в любви и реальном желании спасти и поддержать ближнего.

Разве плохо само по себе соблюдение традиции? Конечно, нет. Но если традиция влечет пренебрежение ближними, она должна быть отвергнута. Это может показаться возмутительным и недопустимым…, но если мы прислушаемся ко Христу, мы поймем, что нарушение заповеди любви страшнее. Именно поэтому, для человека, приходящего в Церковь, начинающего читать Писание и знакомиться в христианской жизнью, оказывается очень важно научиться различать главное и второстепенное, временное и вечное. И именно этому различению учит нас сегодня Христос.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (59 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...