2016-08-02

Мф., 57 зач., XIV, 1-13.
Поделиться
internet_009

Господь Вседержитель на престоле

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 1-13.

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Порой, когда мы читаем Евангелие и вглядываемся в те образы, которые оно нам предлагает, нам кажется, что все просто. Вот праведник, который возвещает волю Божию, а вот грешник, который ее нарушает и досаждает праведнику. Праведник – хороший, добрый, грешник – плохой, злой. Есть Христос, есть Его ученики, есть Иоанн Креститель. С другой стороны есть иудейские начальники, Ирод, Пилат, предатель Иуда. Конфликт развивается по тому же самому принципу, который мы встречам в сказке: мир делится строго на два лагеря: есть персонажи темные, а есть светлые. Но дело в том, что Евангелие – это не вымышленный рассказ о противостоянии добра и зла. Это все-таки реальная история. А, следовательно, все персонажи, о которых оно повествует, реальные люди. И как все реальные люди, они сложны и противоречивы.

Взять ту же самую Иродиаду. Редкий образ в  Библии можно назвать более отрицательным. Это женщина, которая бросила своего первого мужа Филиппа, ради его брата Ирода. Но самое страшное – она коварно убила пророка Божия. Что, кажется, можно ожидать от нее хорошего? Но вот что рассказывает о ней иудейский историк Иосиф Флавий. Спустя некоторое время после описанных в Евангелии событий Ирод попал в немилость у римского императора Калигулы, был лишен власти и отправлен в ссылку. Ему предстояло ехать в далекую, холодную Галлию. Поскольку Иродиаду знали при римском дворе, ей предложили бросить мужа, при этом сохранить свой титул и все богатства. Ее ответ примечателен: «Ты, о император, действительно поступаешь величественно, как тебе и подобает, предлагая мне все это, но любовь, которую я питаю к моему мужу, мешает мне воспользоваться твоим благосклонным даром, ибо будет несправедливо, если я, бывшая рядом с ним во времена его процветания, брошу его в несчастье». В итоге, она поехали в ссылку за Иродом, и погибла там в безвестности. Не правда ли, величественный поступок? Оказывается, и эта падшая женщина была способна на жертвенность ради близкого человека! Оказывается, и в ней было что-то доброе, светлое. Но как тогда объяснить все ее предыдущее поведение?

Все мысли Иродиады были о своей семье, о своем муже, Ироде. Очевидно, что между ними существовало то душевное единство, какое может быть между двумя влюбленными. Но вот в чем проблема: Бог, Его пророки были для Иродиады чем-то далеким и абстрактным. Теми, о ком она, возможно, слышала от прислуги, может быть, читала в книгах, но никогда лично с ними не сталкивалась. Вот именно, не было, как бы мы сказали, личного контакта. А потому, когда какой-то бродячий проповедник стал угрожать ее счастью, ее семье, она и сказала себе: почему я должна слушаться голоса какого-то пророка, который пытается разбить сердце мне и моему мужу? Мало ли, что он наговорил? Мало ли таких как он? Да и вообще, откуда мне знать, что через него говорит Бог? Что было дальше, мы помним. Защищая личное счастье, счастье своего мужа, своей дочери, она пошла, не до конца того понимая, против Самого Бога.

Мы все очень сложные люди. Во всех нас есть как хорошее, так и плохое. А потому для каждого существует риск не узнать Бога или Его праведника, когда они попытаются войти в нашу жизнь. Более того, защищая себя и свои интересы, согрешить против Него и Его посланцев. Поэтому и призывает нас христианская традиция быть последователями Христа не просто на словах и не просто по факту рождения. Ведь Иродиада с Иродом тоже формально были последователями иудейской религии. Однако они имели совершенно никакого личного общения с Богом, почему и согрешили против Его правды. Всех нас Господь через участия в Церковных Таинствах призывает к личному общению с Ним. Он приглашает нас узнать Его так, как если бы Он был наш родной, близкий человек. Именно такие отношения имел с ним Иоанн, апостолы и те святые, которые были готовы отдать за Него жизнь. Именно такие отношения не позволят нам не заметить Бога в своей жизни или пренебречь Им.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (41 оценок, в среднем: 4,90 из 5)
Загрузка...