Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 1-13. Комментирует - Евангелие от Матфея
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 1-13

01 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

02 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

03 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

04 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

05 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

06 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

07 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

08 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

09 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Взрослея, человек получает знание не только о мире, но и формирует мнение о других людях. Причем знания о мире обычно нейтральны, в то время как мнение о людях – хорошее или плохое. Людям свойственно наклеивать ярлыки на других, сводить окружающих к определенным чертам. Кто щедрый, кто скряга, кто праведный, кто неправедный… В то же время, ни один из нас к своим поступкам, а уж тем более мыслям не сводится. Есть в нас глубина, на которой мы каждый раз свободны решать, каждый раз заново, каждый раз выбирая добро или зло.

Люди не видят всех обстоятельств, до конца не знают, что именно побуждает человека поступать так или иначе, поэтому осуждение нередко промахивается, додумывая за другого логику его поступка. При чем, когда сам осуждающий оказывается перед подобным выбором – он тут же находит оправдание своим действиям.

В сегодняшнем чтении мы видим Ирода Четверовластника, человека, который велел казнить Иоанна Кресителя, который взял себе жену брата, который позволил пороку войти в свою жизнь. И все же, если мы посмотрим на него внимательнее, мы увидим, что он сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Первое, что мы о нем слышим – это его ужас, от мысли, что убитый Креститель воскрес и творит чудеса. Что же говорит в Ироде? Только ли страх? Он услышал о ком-то, кто творит чудеса и знамения и сразу принял их на свой счет. Не потому ли, что совесть обличала его в убийстве невинного праведника? Ведь он знал, что совершил тяжелый грех.

Поразительно, но даже в самом чтении мы видим двойственность, видим в Ироде внутреннюю борьбу. С одной стороны, он ненавидел Иоанна за его обличения и хотел его убить, и только народная любовь к пророку останавливала его. Но ведь и мы сами нередко останавливаемся перед тем или иным грехом только из-за последствий, которые он может спровоцировать. Какова же цена такой праведности? Конечно, она очень мала, но и такая бессильная праведность лучше греха, лучше злобы и убийства.

Однако тяжелый грех в отношениях с женой брата ослабляет его душу и он, увлекшись танцем падчерицы, клянется дать ей все, чего бы она ни попросила. И все же, когда Соломея, а именно так ее звали, по научению матери просит голову Иоанна Крестителя, Ирод печалится. Что это? Напускная грусть или мы видим перед собой грешника, в котором не уничтожены остатки нравственного чувства. Который безволен, но не бессовестен? Но если человек безволен, устоять перед грехом ему гораздо сложнее. Он боится проявить слабость, как собственно многие из нас боятся показаться слабыми и поступают так, как им кажется угодно толпе. Но где же сами гости? Почему они молчат? Почему не просят у Ирода отменить свой приказ? Это, конечно, говорит о том, что в грехе бывает виноват не только грешник, но и те, при чьем молчаливом согласии он совершается.

В сегодняшнем чтении мы увидели всю сложность человеческого выбора, всю его плененность грехом, всю слабость совести… Ирод мог поступить иначе, до самого конца он был свободен, он мог дать волю хорошему чувству жалости, а не тщеславию и гордости. Это должны помнить мы все. Даже будучи пленены, даже мысленно согласившись с грехом и желая его, мы можем остановиться и направить свою волю на мирный путь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!