2016-07-25

Мф., 51 зач., XIII, 10-23.
Поделиться

4-18Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23.

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Большинство из нас настолько привыкло, что христианская вера не скрывается, но проповедуется во всеуслышание, что слова сегодняшнего отрывка могут показаться нам странными. Почему одним дано знать тайны Царствия, а другим нет? Разве это справедливо?

Однако, на самом деле в сегодняшнем чтении нет ничего удивительного или несправедливого.

Если кто-то занимается всерьез тем или иным делом, он понимает, что по-настоящему понять его можно только изнутри. Именно поэтому важно, что Христос открывает тайны Царствия Божьего ученикам, а не просто всем, кто находится рядом и ходит за ним из любопытства. Дело в жестокости Христа, не в том, что Он не хочет говорить с людьми, а в том, что люди, нежелающие отнестись к Нему всерьез, сами оказываются неспособны воспринять его проповедь.

Именно об этом следующие слова, кажущиеся еще более жестокими и несправедливыми. Христос говорит: «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Мы настолько привыкли к идее равенства, к тому, что каждый человек должен быть обеспечен и никого нельзя оставлять ни с чем, что не замечаем ни свободы человека, ни того, что его состояние обусловлено его выбором. На самом же деле, если понять, что речь идет о жизни человека, в которой он сам является полноправным хозяином, жестокости в этой фразе не останется. Всякому даны таланты и возможности и всякий волен реализовывать их или не реализовывать. Если человек имел талант художника, но не стал его развивать и постепенно потерял и ту способность, которая у него была, нас это вовсе не удивит. Однако, то же самое происходит в духовной жизни. Имея религиозный талант, человек может развивать его, проявлять решимость и упорство… и в итоге достичь святости. Но он же может, поддавшись лени, не развивать своих талантов и потерять и то, что имел. Иудеи имели закон, Писание и пророков, но проявив косность и недоверие, остались ни с чем. Однако, эти страшные слова не только об иудеях, они о каждом из нас. Всякий человек может «видя не видеть и слыша не слышать…» и в этом будет явлена страшная свобода человека.

В таком случае большая одаренность оказывается во вред, т.к. по слову Христову: «Кому много дано, с того больше и спросится».

Употребляя все усилия, Бог желает спасти человека. Он говорит притчами, потому что притча, может быть понятнее простому человеку. Однако, дело не столько в простоте или понятности, сколько в том, что сердце людей огрубело и они перестают слышать и понимать очевидное. В этом контексте блаженство ушей апостолов, заключается не в том, что они просто видят и слышат  Христа, но в том, что они сознательно, по доброй воле ответили Христу в своем сердце.

У каждого из нас есть разные способности, они реализуются нами каждым по-своему… Наряду с прочими, нам дана способность веры и жизни с Богом. Остается только одно: найти в себе силы к тому чтобы проявить решимость и ответить Богу в своем сердце.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (54 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...