2016-07-23

Мф., 30 зач., IX, 9-13.
Поделиться

6701010

Евангелие от Матфея. Глава 9, стихи 9-13. 

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Последние слова только что услышанного нами евангельского чтения способны вызвать недоумение. Собственно, они его и вызывали у многих церковных писателей. Если Христос пришёл ко всем, то почему же здесь Он говорит, что не пришёл к праведным? Означает ли это, что были и есть такие люди, которым не было нужно Его пришествие? И в самом ли деле Христос этими Своими словами хотел выразить мысль, что Он пришёл исключительно к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под мнимыми праведниками в действительности подразумевает только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы?

Отвечая на эти вопросы те люди, которых Церковь называет святыми отцами, утверждают, что выражение Христа следует понимать только в самом широком, если не в абсолютном смысле: Он пришёл исключительно к грешникам. Почему же не к праведникам? По очень простой причине: их не существует. Нет человека, который живёт и не согрешает. Вернее, один такой Человек был, это Сам Господь Иисус Христос. Мы же все находимся под действием того закона, о котором сокрушался апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». И словами «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» Христос выражает мысль о греховности всякого человека. Иудейская религиозная знать — книжники и фарисеи, считавшие себя праведными, ошибались: они не только были грешны, но — и ещё грешнее этих мы́тарей и сочувствующих им товарищей. Таким образом, различие следует проводить не между грешниками и праведными, а только между грешниками относительными и грешниками абсолютными. Первые не настолько грешны, чтобы не принять Христа; вторые грешнее их потому, что пред лицом живой и абсолютной Правды и Безгрешности, считают самих себя праведными, и потому не могут принять Христа. Христос никогда не говорил, что все Его должны принять, приняли или принимают. По всему Евангелию красной нитью проходит мысль о грешниках спасающихся и грешниках, для которых закрыта дверь спасения. Закрыта не Христом, а грехом, который настолько ослепляет человека, что человек становится абсолютно невосприимчив к чистоте и святости. И такое состояние, пожалуй, самое страшное из всего, что может случиться с человеком. Именно эту невосприимчивость к святости и чистоте, слепоту и невозможность измениться святоотеческая письменность называет смертью. Самой настоящей смертью, той, которая разлучает человека не от собственного тела, а от Бога.

И об избавлении от которой мы молимся нашему Творцу и Спасителю, ведь Он ее уже победил Своим Воскресением, победил и дал нам всем возможность пользоваться результатом этой победы, если, конечно, мы этого хотим и если стараемся сохранять себя от всякого греха. И не осуждать тех, у кого это не получается.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (28 оценок, в среднем: 4,79 из 5)
Загрузка...