2017-07-08

Мф., 30 зач., IX, 9-13 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться

6701010

Мф., IX, 9-13 (иером. Феоктист Игумнов)

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Без всякого дополнительного пояснения Христос Спаситель цитирует прекрасно знакомые Его непосредственным слушателям слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Конечно же, это не слова Осии, а слова Самого Бога, которые были переданы через пророка. Христос воспроизводит пророческие слова в краткой форме. И в краткой форме их понять сложнее, но, конечно же, Его современники держали в памяти всю фразу целиком. Точно так же, как и в нашей культуре пара слов из какого-нибудь известного фильма способны воскресить в памяти и всю сцену целиком, также и несколько слов Спасителя отсылали не только собственно к словам Осии, но и ко всей его жизни, к тому, в связи с чем пророком были произнесены эти слова.

Пророк Осия ставит в один ряд милость и Боговедение, а жертву он ставит в параллель всесожжениям. Надо сказать, что пророк Осия — единственный, кто использует это словосочетание — ведение Бога. Кроме него никто и никогда в Ветхом Завете так не говорил. Во всех других местах Священного Писания если и идёт речь о боговедении, то оригинальный текст подразумевает знание Господа, то есть в еврейском тексте объект познания обозначен не словом «Бог», а личным именем Бога, тем словом, которое в русской Библии переведено как «Господь». Безусловно, эта особенность книги Осии не ускользнула от пристального внимания исследователей. Если опустить довольно пространные филологические, культурные и богословские рассуждения, то можно сказать о том, что в языке Ветхого Завета — знание Господа говорит о знании ритуальных религиозных предписаний, а знание Бога — о знании и исполнении нравственного закона. Получается, что ещё через пророка Осию Бог говорил Своему народу об опасности одностороннего увлечения исполнением ритуальных предписаний, то есть правильным и своевременным принесением жертв и при этом забвения о нравственности. Бог говорил о том, что нравственность не равна выполнению постановлений закона. Нравственность выше закона. И суть нравственного поведения Бог описывает одним словом: милость. Милосердное отношение к каждому человеку важнее любого ритуала. Христос повторяет эту, как хочется надеяться, очевидную для каждого христианина истину: нет ничего важнее милосердия. А особенным образом в милосердии нуждаются те люди, которые оказались в не самой простой жизненной ситуации, те, кого когда-то называли людьми падшими. Постараемся же всегда держать в памяти эти слова Христа и Его личный пример милосердия!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (46 оценок, в среднем: 4,87 из 5)
Загрузка...