2017-07-03

Мф., 45 зач., XII, 9-13 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться

281_dionisiat_560Мф., XII, 9-13 (иером. Феоктист Игумнов)

9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

 

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Христос совершил немало исцелений в субботу. Может показаться, что Он исцелял исключительно в субботу и исключительно под пристальным взором фарисеев. Но это, конечно же, не так. Просто другие исцеления были помощью страдающим, которую оказывает Любящий Бог, а исцеления в субботу помимо помощи одному человеку, дают пищу для размышления всем, особенно же тем, кто ощущает себя вполне здоровым и способным подвергнуть анализу образ действия Бога. Бог, как мы видим, готов дать ответ. Он готов не только исцелять человека, но и комментировать свои действия. При этом Он не повторяется. Он не говорит одно и то же. Сегодня Христос приводит пример с потерявшейся овцой, а в другом месте Евангелия во время другого исцеления Он по-человечески оправдывается и приводит пример из истории Ветхого Завета, указывает на то, что Давид съел хлеб, который не имел права есть по закону, но никому не приходит в голову осуждать его за это. Когда же Христос в субботу даровал зрение человеку, который родился без глаз, тогда Спаситель вообще не отвечает на упрёки. Он использует все возможные методы для того, чтобы Его услышали и поняли. Сегодня Он говорит просто и прямо: в субботу можно делать добро. Добро можно делать всегда, вне зависимости от дня недели. Вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности, нравственного облика и финансового положения того, кто является объектом приложения добрых усилий. Но при этом Он не говорит про само понятие добра. Ведь, к примеру, священник далеко не всегда может пойти к умирающему человеку. Есть ситуации, в которых священник не только может, но и обязан не идти, а оставить умирающего на волю Божию. Значит, добро по отношению к человеку не всегда является абсолютной ценностью. Значит, не всегда оно побеждает установленный Церковью закон. Значит, все же, есть ограничения.

Отказ от совершения иудеями доброго в субботу был связан с ограничением на совершение движений. Было чёткое установление, которое говорило о том, сколько шагов можно совершить в субботу, какие действия и в каком количестве допустимы. Покой означал неподвижность. Церковный устав предписывает оставлять умирающего на волю Божию во время совершения священником литургии. Священник не может оставить литургию и уйти. Литургию нельзя остановить. И в этом заключается принципиальное различие. Бог не заповедовал бездействия в том случае, если есть возможность сделать доброе дело человеку. Более того, Он вообще не заповедовал покоя как бездействия. Смысл заповеди о субботе не только в присутствии на богослужении, чтении душеполезных книг и пребывании в молитве. Он ещё и в том, чтобы после молитвы посвятить время не самому себе, а тем, кто нуждается в помощи. Заповедь о субботе предостерегает против праздности, она говорит об уклонении от заботы о самих себе, о забвении самого себя для того, чтобы помочь другому. В конечном итоге, вся наша жизнь должна стремиться к субботнему покою, к субботней неподвижности в заботе о самом себе и о собственном благе и превратиться в то, чем была жизнь Христа — в служение людям.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (49 оценок, в среднем: 4,96 из 5)
Загрузка...