2017-07-02

Мф., 25 зач., VIII, 5-13 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
125525.b

Исцеление слуги капернаумского сотника

Мф., VIII, 5-13 (иером. Феоктист Игумнов)

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

У слова «вера» есть, пожалуй, неисчислимое количество определений. Есть то определение, которое пришло из послания апостола Павла к Евреям и которое заучивают семинаристы первых курсов всех российских семинарий в последние два столетия. Это определение звучит так: вера — это «уверенность в невидимом — как в видимом, в желаемом и ожидаемом — как в настоящем». При всех достоинствах и успешно выдержанной проверке временем, это определение не лишено очевидных недостатков: оно слишком общее и оно ничего не говорит о Боге. К примеру, радиоволны не видны, но нет ни единой причины сомневаться в их реальности, желаемое и ожидаемое — далеко не всегда имеет отношение к жизни вечной и вообще к тому, что можно назвать жизнью духа. Конечно, не апостол Павел виноват в том, что выбранные из его посланий слова не вполне описывают веру во Христа. Ведь у апостола была другая задача, он не делал попытки дать универсальное определение веры и вообще, в этом месте он не говорил о вере во Христа. Об этой вере говорит Сам Спаситель. Но Он тоже далёк от стремления составить толковый словарь слов и понятий, которые относятся к духовной жизни. О вере Христос говорит через примеры проявления веры.

Вера абсолютного большинства современников и соотечественников Христа была данью традиции. И заключалась она в соблюдении обряда. В осознании собственной исключительности, которое было основано на исторических фактах. История и обряд давали знание. Знание о Боге, о Его участии в судьбе Израиля. Но ни история, ни обряд сами по себе не способны помочь осознать личностную индивидуальную связь с Богом. И в этом была проблема Израиля, о которой говорит сегодня Христос. Он не нашёл в Израиле людей с живой верой в Бога, в Его всемогущество, Его вездесущие, Его всеведение. Он не нашёл людей, для которых Бог был бы всегда близкой Личностью, людей, которые бы не мыслили своей жизни без общения с Богом.

Если всмотреться в цель христианской аскезы, то можно увидеть помимо общей и конечной цели — вхождения в Небесное Царство — ещё и другую цель, без достижения которой нет возможности войти в Христово Царство. Эта первейшая цель в том, чтобы осознать свою абсолютную зависимость от Бога точно также, как любой взрослый человек осознает свою зависимость, к примеру, от воздуха. При этом можно декларировать свою зависимость от Бога, но не переживать и не чувствовать ее. Евангельский сотник и переживал, и чувствовал. Именно поэтому Христос ставит его веру выше веры всех тех, кого Он встречал до этого. И именно к такой вере Спаситель призывает всех нас.

 

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (45 оценок, в среднем: 4,80 из 5)
Загрузка...