2016-07-15

Мф., 44 зач., XII, 1-8.
Поделиться
dionisiou218

Ученики Христа срывают колосья

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 1-8. 

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Перед нами – одно из самых первых столкновений между Иисусом и ревнителями иудейского благочестия. Щепетильность в соблюдении субботнего покоя зачастую доходила до абсурда. То, что ученики Христа, проголодавшись, стали срывать колосья по дороге, растирать их руками и есть зёрна пшеницы – было истолковано фарисеями как многократное нарушение запрета жать, молотить, веять и готовить пищу в субботу. Казалось бы, любому здравомыслящему человеку очевидно: одно дело – жать, другое – сорвать несколько колосков; одно дело – растереть колосок и отделить мякину от зерна – и совсем другое – молотить и веять. Но въедливый взор фарисеев готов был тотчас зацепиться за любую возможность указать Иисусу на Его неблагонадёжность с точки зрения Закона Моисея.

В ответ Иисус приводит хорошо всем известный случай, когда Давид, спасаясь от Саула, прибыл в Номву, где в то время находилась Скиния, и попросил священника Ахимелеха дать ему и спутникам хлеба – при том, что оба прекрасно понимали запрет на вкушение посвящённого Богу хлеба не священством. Потребность людей удовлетворить голод была важнее соблюдения ритуальных условий. Далее Спаситель приводит другой аргумент: священники, совершая в субботу заклание жертвенных животных и их разделку – разве не нарушают самым грубым образом субботний покой – однако не виновны? Эти примеры были приведены для того, чтобы сместить акценты религиозной жизни с второстепенного на главное, с инструментария на цель: и субботние запреты и другие религиозные предписания – не более, чем средство изменения человека ради главной цели – пробуждения в нём милости, доброты и сострадательности. Если этого не происходит – при всей сложности и регламентированности, обряды и законы становятся бессмысленными.

Любая самодостаточность – это отказ от развития. Но религиозная самодостаточность легко и быстро превращается в агрессивный фанатизм, отгораживающий себя от остального, «неправильного», мира. Фанатизм всегда настаивает на свое безупречности и исключительности, противопоставляя себя всем другим. Самая благодатная почва для культивирования фанатизма – это завышенная ценность обрядов, ритуальных действий, религиозных шаблонов поведения самих по себе. Это понятно, просто и помогает быстро повысить самооценку – особенно в сравнении с окружающими нечестивцами. Порой складывается впечатление, что задуманное как мостик для соединения нас с Богом, в нашей практике порой превращается в высокий забор: поставив главной целью пунктуально исполнять все предписания, мы просто отгораживаемся нашими правилами от Живого Господа Бога. Мосты разведены: теперь мы в безопасности. Всё понятно и предсказуемо. Спасаемся уставным порядком по расписанию, утверждённому начальством. Как порой шутят на клиросе, «наш бог – типикон, и уставщик – пророк его!» Поставил галочку – получил звёздочку. Получается, мы не так-то и далеко ушли от тех самых фарисеев, которые выискивали несоответствия в поведении Христа своим любимым шаблонам?

Хочется пожелать каждому из нас быть не рабом, а господином тех средств и инструментов, которые столь щедро даёт нам Господь в Святой Церкви – инструментов для возделывания души, выпалывания грехов, вдохновения к правильной жизни, культивированию добра в любых видах и формах!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (41 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...