2016-07-13

Мф., 42 зач., XI, 20-26.
Поделиться
7-4

Спас на престоле.

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 20-26.

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Слова Христа, которые мы только что слышали, можно воспринимать очень по-разному. Одному в них увидится праведный гнев, если не проклятие; другой услышит голос разрывающегося от боли сердца, а третьему может показаться, что речь здесь идёт о предметах, в отношении которых у нас вообще нет никакой достаточной информации. На самом деле, мы совершенно не знаем, что именно происходило в Хоразине и Вифсаиде, когда туда приходил Иисус. Ни один евангелист, ни один из составителей апостольских посланий об этом не говорит ни слова. Обличительный тон, с которым Иисус обращается к этим городам, свидетельствует о том, что там были совершены не менее славные чудеса, нежели чем в Капернауме и других городах Галилеи – но все эти попытки привести жителей к покаянию оказались тщетными. Иисус сталкивается не с агрессивной реакцией на Свою проповедь, а с полным безразличием. Жителей этих городов волнуют куда более прозаичные вопросы, нежели проблема спасения души и наступления Царства Мессии. Все три города были очень успешными: Хоразин славился отборной пшеницей, которая направлялась для хлебных приношений в Иерусалимский храм; Вифсаида была богата рыбой, а Капернаум, кроме собственной активной сельскохозяйственной деятельности, ещё и находился на важной торговой магистрали из Сирии в Египет. В Капернауме находились также римская таможня и военный гарнизон. Удалённость от сердца строгого иудаизма – Иерусалима, и постоянный поток иноплеменников, казалось бы, вполне могли подготовить благодатную почву для проповеди Иисуса. Именно здесь Иисус провел больше всего времени, наставляя и проповедуя: но результат оказался плачевным.

Как показывают археологические раскопки Капернаума, его жители далеко не бедствовали: общий уровень материального благосостояния был достаточно высоким. Здесь не было ни совсем бедных, ни сказочно богатых. В целом, всем жилось очень даже хорошо – благо, и место расположения города было удачным, и торговые дела шли успешно. В отличие от жителей более религиозной Иудеи, где слова Христа вызывали сильную эмоциональную реакцию – принятия или острого отторжения – здесь народ не особо озадачивался теми вопросами, которые поднимал Иисус. Слова Христа и реальные интересы жителей Капернаума находились в параллельных плоскостях. И, как выяснилось позже, пробить эту стену безразличия оказалось невозможно: ни явные чудеса, ни сила слова здесь не работали. Христос ничего не говорил об эффективном менеджменте в торговле, об увеличении производства в сельском хозяйстве или же о новых технологиях рыбной ловли – то, что на самом деле могло удержать интерес жителей продолжительное время. Глухая стена игнорирования, с которой столкнулся здесь Иисус, и вызвала слова осуждения – слова глубокой горечи и боли.

Самое страшное, с чем сегодня порой приходится сталкиваться любому проповеднику Евангелия – это именно безразличие. Тебе мило улыбаются, тебя даже слушают, порой кивают головой, нет никакого напряжения, нет возражений – но нет и живого диалога. Броня самодостаточности оказывается настолько крепкой, что её пробить не удаётся. Человек искренне не понимает, в чём его можно упрекнуть: он вроде как не делает ничего откровенно греховного – просто живёт в своё удовольствие и другим не мешает. Он совершенно не понимает, что ему может дать это христианство – когда у него и так уже почти всё есть? И такая постановка вопроса – самый лучший показатель глубокой душевной повреждённости: человек привык быть «чёрной дырой», поглощающей всё, с чем прикасается по жизни. Не «дать», а «взять» – вот главный девиз! – а тут Христос говорит прямо противоположное: не «иметь», а «быть». Зачем Бог наделяет нас Своими дарами и талантами? Чтобы мы сидели в подземном переходе и жалким пиликаньем на скрипке собирали деньги, чтобы снова напиться и уснуть в забытье? Или же Он видит в нас одного из участников Его Великого Симфонического Оркестра – где голос нашего инструмента вливается в дивную многоголосицу, руководимую Великим Дирижёром? Вот главный вопрос, который надо почаще задавать себе: я здесь, в  этом мире – чтобы брать – или давать? Этот вопрос может помочь выйти из панциря самодостаточности – и увидеть, как много каждый из нас на самом деле может изменить вокруг себя!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (46 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...