2016-07-11

Мф., 40 зач., XI, 2-15.
Поделиться
46-9

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 2-15.

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Оказавшись в заключении, Иоанну Предтече становится очень тяжко. Не только потому, что вместо высокого небосвода и бескрайних просторов пустыни теперь перед ним – глухая каменная стена тюрьмы крепости Махерон в горах рядом с Мёртвым морем. Не только потому, что вместо перемены солнечного дня и звёздной ночи теперь он погружён в нескончаемый мрак сырой темницы. Его, совершенно неизбалованного житейскими удобствами сурового подвижника страшит другое. Он не понимает, что происходит: он видел, как Сам Бог во время Крещения подтвердил Мессианское достоинство Иисуса, он предвкушает наступление Царства Мессии, Его триумф над врагами – включая нечестивого Ирода – но почему-то всё идёт совершенно не так, как предполагалось. Точнее, ничего из столь вожделенно ожидаемого вообще не происходит! Горячий и ревностный пророк отправляет своих учеников к Иисусу с прямым вопросом: Ты на самом деле Мессия – или нам ждать другого?

В ответ Иисус предлагает ученикам Предтечи рассказать узнику о том, что имеет место: да, нет никаких политических восстаний – но зато прозревают слепые и исцеляются хромые, прокажённые, глухие. Ирод всё также беззаконно правит – но зато воскресают мертвые и проповедуют нищие и безграмотные. Своим ответом Иисус как бы Сам задаёт вопрос Предтече: смотри, что важнее – конкретные живые люди – или же абстрактные политические процессы? Что важнее – человек или политика? Но разве не люди делают историю? Разве не исполняются сейчас у всех на глазах пророчества о Мессии? Блажен тот, кто сможет переступить сквозь свои привычные представления и довериться Богу в Его премудром водительстве. Всё идёт не так, как ожидали многие – но и в этом ещё одно подтверждение верности происходящего: всё идёт по Божественному, а не человеческому, плану!

В Своём ответе Иоанну Спаситель предлагает самый суровый способ испытания – проверку делами. Он не выдвигает каких-то изысканных аргументов, Он не жонглирует цитатами Писания, Он просто призывает посмотреть прямо, непредвзято, на происходящие дела – и самому сделать вывод – Мессия ли Иисус – или же обманщик.

Слушая эти евангельские строки, невольно задаёшься вопросом: а многие ли из нас смогли бы выдержать такое испытание делами? Христианство достаточно легко может стать частью мировоззрения, ключевым элементом национальной идентичности, культурообразующим фактором – но как только мы попытаемся его встроить в практическую, будничную жизнь – мы понимаем, насколько это непросто. Непросто именно потому, что всё сопротивляется – и внутри нас, и снаружи. Мы живём в пространстве, где сплошные наезженные колеи, по которым нас несёт – а Христос предлагает выбраться из этой привычной и понятной колеи и двигаться иным путём, а иногда и прямо по бездорожью. И слова Христа, которыми завершается сегодняшнее чтение, – тому подтверждение. Он говорит: Царство Небесное требует личного усилия, туда не попадают «течением толпы», это всегда – личный выбор и личный подвиг. Христианство невозможно без преодоления прежде всего себя самого, своей косности и лени, своего безразличия и пассивности.

Конечно, нам очень хотелось бы, чтобы нас в Царство Небесное кто-нибудь «занёс» – ходатайствами ли святых, молитвами ли духовника, или иным каким способом. Проблема только в том, что в этом Царстве нет места «потребителям» – там находятся только с позволения сказать «производители» – добра, милости, радости, святости. «Заносить» возможно только «недееспособных» – но в Царстве Бога все – активные деятели, а не беспомощные и унылые лежебоки. У святых отцов-аскетов была предельно простая максима: «Кто не в борении – тот не со Христом!» Можно бесконечно долго восхищаться красотами гор, развалившись на диване и перелистывая фотоальбом – но пока сам не начнёшь взбираться по горной круче, истекая потом, преодолевая боль в мышцах – никогда не поймешь, почему «лучше гор могут быть только горы!»  Можно умиляться и восторгаться высоте и духовности слов Христа – но пока Евангелие не станет проблемой, требующей преодоления жизнью – мы так и будем оставаться всего лишь номинальными христианами.

Помоги же нам, Господи, быть – а не только казаться – Твоими верными учениками!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (49 оценок, в среднем: 4,82 из 5)
Загрузка...