2017-06-20

Мф., 35 зач., X, 9-15 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
ikona-sobor-12-apostolov-19-vek

Собор 12 апостолов

Мф., X, 9-15 (о. Дмитрий Барицкий)

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали, Господь отправляет Своих учеников на проповедь, снабжая их при этом подробными инструкциями. Первое, что Он им заповедует – не делать из своей миссии доходное предприятие. Ведь благодать Божию невозможно купить за деньги. Они получили ее даром, а потому даром должны передать другим.

Однако не только об этом говорит им Спаситель. Он прямо указывает на то, что дело служения Богу – такой же труд, как и все остальные. А потому проповедника должны материально поддерживать сами люди. Они должны обеспечить его и кровом, и пропитанием, и одеждой, и, если потребуется, средствами.

Поэтому эти слова Христа, обращены не только к Его служителям, но и ко всему церковному народу. Первые должны бескорыстно нести свое служение, полностью посвящая себя делу миссии, вторые, те, кто в этом служении нуждается, должны поддерживать своих пастырей.

В древние времена эта поддержка осуществлялась в виде т.н. десятины. В Ветхом Завете мы читаем, как праотец Авраам, одержав победу над неприятелем, отдал десятую часть добычи таинственному священнику Мелхиседеку. Позже этот обычай был узаконен Моисеем. Согласно ветхозаветному закону, все свои силы священники должны были отдавать на служение в Иерусалимском храме. Они не имели своей земли и питались, что называлось от жертвенника: Израильский народ поддерживал свое священство материально. Отдавал десятую часть урожая, а порой и материальных средств.

Подобная практика, существует и в христианской Церкви. Однако здесь она претерпела существенное изменение. Речь уже не идет об обязательном денежном или же натуральном налоге. Христианская десятина – это прямое следствие того духовного принципа, который организует жизнь любой здоровой церковной общины. Это принцип семейности. Ведь во все времена Церковь мыслила себя как семья. Как в семье здесь есть отец – предстоятель, священник, а есть дети – прихожане. Отец заботится о детях, а дети заботятся об отце. Не только прихожанин должен чувствовать поддержку в лице священника, который всегда способен его выслушать, утешить, поддержать в тяжелой ситуации, разделить с ним радость. Но и священнику необходимо чувствовать надежный тыл в лице своих прихожан. Это устанавливает определенные отношения и между самими людьми. Теперь они не просто чужие, они братья и сестры, участники семьи-братства.

Вот эта забота о ближнем, бережное и внимательное отношение к нему, по возможности поддержка и участие в его жизни, и есть та десятина, платить которую строгая и прямая обязанность каждого христианина. Если этого нет, то Церковь превращается или в бюро по оказанию ритуальных услуг, или в место, куда я прихожу только для себя одного, чтобы удовлетворить свои личные духовные потребности. Подобная безликая, потребительская модель ничего общего с христианством не имеет. Ведь в основе подлинной церковной жизни лежит домашняя и очень личная атмосфера сионской горницы. Здесь за одним столом собираются разные люди, чтобы в итоге стать одной семьей, единым Телом, Глава и Отец которому Спаситель Христос.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (52 оценок, в среднем: 4,98 из 5)
Загрузка...