2016-07-05

Мф., 35 зач., X, 9-15.
Поделиться
ikona-sobor-12-apostolov-19-vek

Собор 12 апостолов

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 9-15.

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Слушая сегодняшнее чтение, можно подумать, что в первую очередь оно посвящено апостолам, т.к. содержит в себе прямые инструкции того, как именно они должны вести себя на проповеди, что делать и что говорить. Однако на самом деле очевидно, что их поведение в большой мере определяется поведением тех, кто будет вокруг.

И хотя слова Христовы сказаны две тысячи лет назад, их актуальность не изменилась. Как тогда апостолы, так сейчас Церковь посылается на проповедь в мир. Как тогда, так и сейчас ученики Христовы, их поведение и возможности во-многом зависят от того, кто их окружает. Дело, естественно, не в том, чтобы в разных обстоятельствах говорить разное, но в том, что условия проповеди могут быть более или менее плодотворными.

Итак, о чем же просит Христос апостолов?

Во-первых, Он призывает не брать с собой ни денег, ни сумы, ни одежды и обуви… Все потому, что трудящийся достоин своего пропитания. Естественно, что в наше время, миссионеру совершенно не брать ничего, сложно и часто невозможно. Однако дело не столько в актуальном состоянии, сколько в том духе нестяжательности, который должен быть очевиден в их проповеди. Они благовествуют, в то время как люди, поддерживают их всем необходимым. При этом очень важно помнить, что это не заработок, и не плата за проповедь, что было совершенно запрещено в иудейском обществе. Нет, речь совсем о другом. Это взаимная ответственность, взаимная поддержка. Проповедник в те времена, как и священник сегодня не должен думать, что он зарабатывает проповедью и служением. Он делает дело Божье, проповедует и заботится о церкви как пастырь. В то же время, люди, те, кого сегодня принято называть мирянами,  имеют свою часть ответственности за жизнь Церкви в мире.

Во-вторых, придя в селение, ученики должны найти достойный дом и оставаться в нем, пока не окончат своей проповеди. Это поручение, как и первое – двойственно. Ученики должны следить за тем, чтобы слово Божье было обращено к достойным. Однако достоинство здесь – это не какой-то статус, оно не разделяет людей на плохих и хороших, но лишь на тех, кто хочет или не хочет не только слушать, но и слышать. Достойным в первую очередь оказывается тот, кто готов ответить на призыв Божий.

В-третьих, оказывается очень важным то, с чего ученики должны начать свою проповедь. Христос говорит, что это должны быть слова «Мир дому сему». Не забудем, что говоря о мире, Христос имеет ввиду не только бытовой смысл этого слова, не только и не столько пожелание примиренности и успокоенности, но в первую очередь принесение вести о примирении между небом и землей, которое произошло во Христе. Весть эта означает, что все наши временные земные усилия, все примирения, которые от нас зависят, оказываются вкладом в тот Мир с большой буквы. Мир, который принес нам Спаситель, и к которому он нас призвал. Приветствие мира, наполняет нашу жизнь радостью, потому что сказанное Христом, оно говорит о победе мира Божьего над миром греха и зла. Однако, кроме этого, оно должно говорить нам об ответственности, которая возлагается на нас.

Мир преподанный учениками может быть воспринят и тогда он наполнит дом и жизнь каждого, кто их встречает. Но от этого мира можно отказаться, и тогда он останется лишь в том, кто его благовествует. Эта, последняя идея, непосредственно связана с пророчеством о том, Содому и Гоморре в день суда будет отраднее, чем тем, кто отказался от благой вести. Это может показаться жестоким, но это следствие их свободы, без которой невозможна настоящая любовь и общение. В отличие от галилейских городов, перед Содомом и Гоморрой не стояло выбора принять или не принимать Христа. Это была величайшая возможность для Капернаума и Назарета, как и для других. Возможность которая могла бы наполнить всю их жизнь новым смыслом, а могла привести к отказу от него. Это большая честь, но и большая ответственность. Думая об этом, будем помнить, что этот выбор стоял не только перед ними, он стоит перед каждым из нас.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (33 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...