2017-06-13

Мф., 22 зач., VII, 15-21 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
9-13

Спас оплечный

Мф., VII, 15-21 (иером. Феоктист Игумнов)

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

 

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Контекст речи Христа показывает, что под теми, кто не приносит ожидаемого плода, Он подразумевал религиозных вождей своего времени. Именно про их молитву как молитву бесполезную и бессильную говорит Спаситель. И именно так понимают эту речь Христа древние толкователи. Для нас совершенно не актуальны палестинские национальные и религиозные баталии двухтысячелетней давности. Но при этом Церковь всем своим опытом и своей жизнью утверждает универсальность слов Христа, они актуальны для всех народов и для всех поколений. Святитель Филарет, митрополит Московский, видел в этих словах предостережение против лжеучителей, которые, в общем-то, являются идейными наследниками евангельских первосвященников, книжников и фарисеев. Да, сегодня эти группы людей носят иные имена, они совершенно иначе выглядят, они принципиально иначе строят свою речь, они используют совершенно иные средства для продвижения своих идей. Зачастую они не стоят в открытой оппозиции к Церкви Христовой, они почитают Христа. Может быть, что формально они находятся в Церкви. Единственный способ понять, что стоит за этими людьми, это те плоды, которые приносит их деятельность. Это то, чего они достигли как христиане. Впрочем, говоря о «них», вполне можно подразумевать и «нас» в том случае, если при внешнем благолепии и красивых правильных словах нет тех плодов, о которых говорит Господь.

Аналогия, которую мы услышали, весьма наглядна. Действительно, фруктовый сад избавляют от бесполезных деревьев. Но с деревьями все просто: на яблоне должны быть яблоки, на вишне — вишенки, от черешни мы ждём черешню, и желательно не слишком водянистую, чтобы она мгновенно не сгнивала. Если же деревья не оправдывают наших ожиданий, мы от них избавляемся и заменяем их другими, в надежде, что они принесут хорошие плоды. Но какого плода ждёт Бог от человека? Христос не даёт прямого ответа в этом месте Священного Писания, ответ дал нам Его первоверховный апостол Павел. В Послании к Галатам он с замечательной ясностью смог перечислить плоды, которые Бог ожидает от человека. Это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». А в другом месте тот же самый апостол Павел пишет о том, что самый великий дар и самый ценный плод, без которого все остальное не только не имеет значения, но и попросту невозможно, это любовь. Не та любовь, которая горячит кровь и заставляет совершать крайне неразумные поступки, а деятельная любовь к Богу и человеку. Стремление помочь всем и каждому не потому, что так надо, а потому что невозможно поступать иначе. Если у человека есть такая любовь, то он всегда будет занят и у него не будет времени ни на осуждение кого бы то ни было, ни на мысли о себе самом и своём месте в мире. Помоги же нам, Господи, принести Тебе этот самый вожделенный и самый великий плод!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (77 оценок, в среднем: 4,95 из 5)
Загрузка...