2016-06-25

Мф., 15 зач., V, 42-48.
Поделиться
9-2

Спас оплечный. XII в.

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 42-48.

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Господь Иисус Христос призывает своих учеников быть совершенными. Совершенными как наш Небесный Отец. Но у Бога много совершенств и не все они доступны человеку. Например, Богу присуще совершенное ведение, то есть знание всего и обо всем. Очевидно, что ведение, равное божественному, человеку недоступно. Вообще, то греческое слово, которое использует Евангелие и которое переведено на русский как «совершенный» в греческом языке имеет совершенно специфическое употребление.

Оно не имеет никакого отношения к тому, что мы называем абстрактным, философским, метафизическим совершенством. Совершенной называется жертва, пригодная для принесения в жертву Богу, то есть жертва без порока. Взрослый человек, достигший своего полного роста — тоже совершенен, в противоположность не выросшему подростку. Студент, достигший зрелых знаний в своём предмете — совершенен, в противоположность начинающему ученику, который ещё не очень хорошо понимает предмет. Иными словами, представление греков о совершенстве связано исключительно с функциональной стороной. Они считали совершенным всякий предмет, который полностью выполнял функцию, для которой он был предназначен и изготовлен. Вещь характеризуется как совершенная, если она выполняет цель, для которой она была предназначена; человек совершенен, если он осознает или выполняет цель, для которой он был сотворён. А для какой цели создан человек? Относительно предназначения человека Священное Писание говорит прямо. В библейской истории творения мы встречаем такие слова Бога: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Человек был сотворён, чтобы быть подобным Богу. Отличительной чертой Бога является Его любовь как к святому, так и к грешнику. Как бы люди не поступали по отношению к Нему, Он хочет для них лишь высшего блага. Вот тогда, когда человек в своей каждодневной жизни проявляет это неустанное прощение, эту жертвенную благожелательность, он становится подобным Богу и совершенным в том смысле, в каком это слово употребляется в Новом Завете. Попросту говоря, тот человек совершенен, кто больше всего заботится о людях. Мы становимся действительно людьми тогда, когда мы становимся подобными Богу.

Лишь одно делает нас подобными Богу — любовь к людям и непрестанная забота о них, безотносительно к тому, как они обращаются с этой любовью. Мы обретаем христианское совершенство, когда научимся прощать так, как прощает Бог, и любить так, как любит нас Бог.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (33 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...