2017-06-10

Мф., 15 зач., V, 42-48 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
9-2

Спас оплечный. XII в.

Мф., V, 42-48 (о. Стефан Домусчи)

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Современные люди очень не любят нравоучений. Им кажется, что человек слаб и требования к нему надо предъявлять самые щадящие. И уж ни в коем случае нельзя заговаривать о чем-то совершенно правильном, о том, как должно быть в идеале. Лучше говорить о чем-то реальном, а не эфемерном, о том, что исполнимо.

Даже люди вполне благочестивые могут сказать: «Зачем об этом говорить, ведь этого никогда не бывает? Ты же знаешь что так никогда не будет в жизни, нельзя требовать от людей идеала, ведь человек грешен и слаб и это надо учитывать».

Но вот вопрос: Если человек грешен и слаб, мы должны учитывать этот факт в начале, когда задаем цель, или в конце, когда судим о результатах?

Сегодня Христос как проповедник явил для нас важный пример. Своим слушателей Он призывал к вещам, которые совершенно невозможно реализовать в жизни. Напротив с примерами вполне реальными, с теми нормами, по которым жили люди всегда и везде – Христос спорит и показывает их своим ученикам как нечто недолжное.

Он говорит «Вы слышали что сказано древними: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» То, что мы слышим – абсолютная норма для всех человеческих обществ, все люди так жили и живут, все любили и любят своих и ненавидят чужих». Это реалистично. Но он продолжает: «А я говорю вам любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Любому читающему очевидно, что эти нормы никогда не становились правдой в истории, никогда не возникало сообщества, члены которого все как один, любили бы врагов. Молиться за врагов и проклинающих – возможно, но любить врагов? Мы помним, что даже в апостольской общине были попытки отрезать ухо нападавшим.

Почему же мы должны так поступать? Потому что сам Отец Небесный является для нас высшим примером. Он повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Оказывается, что Христа совсем не устраивает естественная любовь. Его не устраивает та любовь которая возникает сама по себе, любовь родственная, любовь дружеская… Все это возможно и приветствуется, но во всем этот нет подвига, нет исполнения Божьего замысла. В том-то и дело, что если мы хотим реализовывать Божие дела в мире, хотим побеждать ненависть и разобщенность, которые возникли после грехопадения, мы не имеем права останавливаться на простой человеческой любви, для которой не надо совершать никаких усилий.

Завершает Свою проповедь Христос чрезвычайно максималистским призывом «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Этим словам есть прямая параллель в Ветхом Завете, Господь говорит израильтянам: «Будьте святы, ибо Я свят».

Когда говорят о том, что правила и призывы должны быть реалистичными, забывают одно: если задать низкую планку, человек снизит ее еще больше. Если же задать планку высокую, сказать о том, как должно быть – люди будут ориентироваться на эталон. Естественно, что они этого идеала не добьются, но свои ошибки будут воспринимать не как вариант нормы, не как то, что позволено слабому человеку, но как грехи и недоразумения, которые надо исправлять.

Итак, каждый из нас, должен понять, что норма на которую мы должны ориентироваться, задается нам не обществом, с его расслабленностью и нравственной усредненностью, но Богом, который призывает нас в Свой Свет, призывает нас к своей святости, поддерживает и благословляет нас на этом пути.

 

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (52 оценок, в среднем: 4,87 из 5)
Загрузка...