2017-06-03

Ин., XXI, 15-25 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться

5-1Ин., XXI, 15-25 (о. Дмитрий Барицкий)

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? – 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, начинается со сцены, которую можно понимать, как восстановление Петра в апостольском достоинстве. Ведь, как мы помним, накануне крестной смерти Спасителя он отрекся от Него.

И вот представьте картину. Галилейское озеро. Как и в ту страшную ночь отречения раннее ранее утро, до пения петухов. Ученики после ночного лова пристают на лодке к берегу. Здесь уже разложен костер, приготовлена трапеза, сидит Христос. И вот у огня, как и тогда во дворе первосвященника, Петр слышит три вопроса. И подобно тому, как тогда Петр трижды отрекся от Учителя, так здесь он трижды клянется в верности Ему. Причем, важно то, как именно он клянется. Иисус спрашивает его: «любишь ли ты меня больше, чем они», то есть больше, чем другие Мои ученики. Петр не отвечает Ему с той самоуверенностью как накануне отречения: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». В его голосе совсем иное настроение. Он не делает никаких заносчивых и необдуманных сравнений. Он скромно, с сердечным сокрушениям, с осознанием своей немощи отвечает только за себя одного: «да, Господи, люблю тебя».

Зачем все это было необходимо? Неужели Бог затаил обиду и долго обдумывал простить или не простить ученика? А потом для вразумления Петра устроил эту сцену? Конечно же, нет. Господь простил Своего апостола изначально. Все сказанное было необходимо в первую очередь для самого Петра, ведь он не мог простить себе своего предательства до конца жизни. Предание говорит, что из его глаз постоянно текли слезы, так что его лицо было прорезано глубокими бороздами. Христос понимает, что Его оступившемуся ученику, чтобы обрести душевный покой, необходимо услышать слова поддержки из уст Самого Учителя. Поэтому перед нами сцена не того, как Бог простил человека, это сцена того, как человек обрел прощение. Что же это за прощение? Какова его глубина?

Представьте, что вы доверили подчиненному помыть посуду. А он возьми и разбей вашу любимую чашку. Конечно же, мы его простим. Но в следующий раз, скорее всего, не доверим такой работы. Ну что поделать, если у человека руки-крюки. Иначе поступает Спаситель. Несмотря на то, что Петр промахнулся, причем промахнулся в принципиально важном деле. Ведь апостольство и верность Христу – это не чашку помыть! Господь возлагает на него ту же самую миссию, для которой Петр вроде бы как уже и не годится. Спаситель не убирает его на задний план, не отводит ему вторую роль. Он призывает его к дальнейшему служению, которое ничем не ниже, чем то, к которому апостол был призван изначально. Полное восстановление. Та же степень ответственности, а то и больше, несмотря на такой серьезный промах.

Безусловно, Петр испытал огромную радость. Видимо, он хочет, чтобы ее испытали и другие ученики. Заметив Иоанна Богослова, который оказался рядом, он и спрашивает Христа: «а как он войдет в Твою славу. Наверняка, я могу ему подсказать?» На это он получает примерно такой ответ: «Смотри за собой Петр и не пытайся устроить судьбу других. Твой путь – это твой путь. Для него он не подойдет. Только Я знаю, как и его привести к Своей славе, и сделаю это лучше, чем ты».

Дай же и нам, Господи, не давать Тебе самоуверенных обещаний и клятв. Не брать на себя подвиг, который выше наших сил и не решать за окружающих, какими путями они должны прийти к Тебе. Но в простоте и скромности, снисходить к немощам людей и делать маленькое, но, тем не менее, важное дело, спасения собственной души.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (69 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Загрузка...