2016-06-18

Ин., 67 зач., VI, 15-25.
Поделиться

5-1Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? – 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

История об отречении самого ревностного, самого преданного Христу ученика – апостола Петра – и его восстановлении в апостольском достоинстве – очень показательна. Не только потому, что раскрывает всё непостоянство, всю немощь даже, казалось бы, самых мужественных людей. Эта история прежде всего позволяет нам увидеть Бога в ином измерении, непривычном для нашего шаблонного представления.

Итак, когда ещё только сгущались тучи над Христом, Пётр был готов ради Христа идти даже на смерть. «Если и все соблазнятся о Тебе – говорит Петр Иисусу, – я никогда не соблазнюсь! (Мф. 26:33) Но Иисус знал, насколько неожиданным для Его учеников будет его арест и осуждение, что быстро сбил этот пафосный, эмоциональный порыв Петра: не успеет пропеть петух, как ты трижды отречёшься от Меня. Когда все события стремительно стали развиваться совсем не по представлениям учеников о том, что должно было бы происходить с Мессией – Петру было крайне важно понять, чем же всё закончится. Он идёт следом за Христом во двор первосвященника, где и происходит суд над Иисусом – где слуги вдруг его опознают, как одного из учеников Христа – и Петр с клятвой трижды отрекается, что не знает никакого Иисуса и вообще не имеет к Нему никакого отношения. Наступает раннее утро – поёт петух, Пётр вспоминает пророческие слова Иисуса, ему становится больно и стыдно – и весь в слезах покаяния он уходит со двора первосвященника.

Евангелие свидетельствует, что Петр был одним из первых, кому непосредственно явился Иисус после Своего Славного Воскресения. Мы ничего не знаем о том, был ли какой-то разговор между ними. Но последняя глава Евангелия от Иоанна, чтение из которой мы сейчас слышали, рассказывает нам, как во время одного из Своих явлений ученикам на море Галилейском Иисус трижды, перед всеми учениками, задавал вопрос Петру о том, любит ли он Иисуса больше, нежели чем все остальные. Смысл этих вопросов понятен: если Петр трижды отрекался, он должен трижды засвидетельствовать перед всеми своё покаяние и готовность идти дальше за Христом вплоть до самой смерти – причем смерти насильственной, о чем и прямо говорит Сам Воскресший Иисус.

В этом диалоге, который происходил перед остальными учениками, раскрывается глубочайшая перемена, которая произошла с Петром. На вопрос Христа – любишь ли ты Меня больше, нежели все остальные?  – в конце концов Пётр с печалью отвечает: Господи, Ты Сам всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя – и это не просто моё утверждение, это на самом деле так – не я, а Ты Сам этому свидетель. Другими словами, в Петре не осталось и тени былой самонадеянности: познав свою немощь в отречении, он научился смирению.

Иисус предлагает засвидетельствовать Петру неложность своей любви особым образом –  это пастырское окормление стада словесных овец, которых поручает Иисус Своему ученику. И это – очень важный момент. Любовь Христа распространяется не только на узкий круг Его учеников: она охватывает собой всех людей – вне зависимости от их праведности или греховности, национальности или общественного положения. Петр как настоящий пастырь призывается Иисусом не входить в рассуждение качеств своих пасомых – но заботиться только об одном – чтобы сохранить и приумножить стадо Своего Господина. То, как Сам Иисус отнёсся к факту отречения Петра – теперь для самого первоверховного апостола становится краеугольным камнем его пастырства. Суметь любить людей, невзирая ни на что, ни на какую греховность и подлость, переступая через переменчивость и лукавство, не впадая в ступор от прикосновения к бездне человеческого греха, не ожидая ни малейшей благодарности или какого-то ответного чувства – только так апостол может показать Христу, что он – всё правильно понял и на самом деле, а не только на словах, стал другим.

Этот образ отношений между пастырем и пасомыми касается не только священства. Это призыв к каждому из нас – смотреть на окружающих нас, и близких, и дальних, – не с мыслью – а что бы ещё получить он них? – а с прямо противоположной внутренней установкой: чем я могу послужить им? что могу дать? в чем могу поддержать? И именно это – и ничто другое! – наша главная благодарность Богу за всё, что Он сделал для нас!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (31 оценок, в среднем: 4,71 из 5)
Загрузка...