2017-05-30

Ин., 53 зач., XVI, 2-13 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
11-2

Царь царем

Ин., XVI, 2-13 (о. Дмитрий Барицкий)

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, начинается пророчеством Христа о судьбе тех, кто станет Его последователем и учеником. Им не стоит надеяться на спокойную и размеренную жизнь. Первое, что они на себе испытают, так это непонимание со стороны своих единоплеменников. Полный разрыв с теми, кого они считали друзьями, родственниками и близкими. В результате их выгонят из синагог, то есть молитвенных собраний. Для древнего еврея все это было более чем болезненным ударом. Ведь после Иерусалимского храма синагога занимало главное место в его жизни. Именно здесь собиралось все общество Израиля для общения друг с другом, а также для совместной молитвы Богу. Некоторые раввины говорили, что только молитва, вознесенная в синагоге, может быть услышана Господом. Более того, именно в синагоге евреи ощущали себя представителями богоизбранной нации, ощущали высокий смысл своего существования. А потому отлучение от синагоги было не просто социальной смертью, чем-то вроде казни через остракизм, изгнание. Это было смертью экзистенциальной: человек терял право называться членом народа Божия. Это полностью выбивало у него почву из-под ног. В его жизни пропадал всякий высокий смысл. Она становилась пустой.

Но не только об этих трудностях предупреждает Господь. Положение учеников усугубится тем, что те, кто будет их гнать и убивать зачастую будут не самыми худшими из людей. А возможно и лучшими из них. Убивать христиан будут от имени Божьего. Гонители будут искренне считать, что служат Богу, искореняют страшную ересь, которая подобно раковой опухоли разъедает истинную веру. Именно с такими настроениями гнал христиан апостол Павел до того, как сам чудесным образом не прозрел и не стал последователем Спасителя.

Представьте, какое страшное давление испытали ученики Христа, когда слова их Учителя начали исполняться! Это было не просто внешнее давление. Ведь они столкнулись с теми национальными и религиозными устоями, которые слой за слоем, на протяжении многих поколений формируют саму душу нации, и которые живут в каждом отдельном человеке на уровне архетипов, где-то в недосягаемых глубинах нашего сознания. Легко противиться внешнему врагу. Намного сложнее идти против самого себя. Поэтому помимо внешнего давления последователи Спасителя испытывали огромное внутреннее напряжение. Каждый раз они словно оказывались в безвоздушном пространстве, словно были вынуждены делать шаг в пустоту. Это и есть цена перерождения, которое всегда дается не просто, а зачастую и болезненно. Ведь это всегда отказ от себя привычного.

Как же удалось выстоять? Как удалось сопротивляться и победить? Причем речь идет не только об апостолах. Речь идет о каждом, кто, так или иначе, пострадал за Христа. Смог противостоять не просто внешней угрозе, но в первую очередь той опасности, которая давит изнутри. Когда против твоей веры такой привычный, комфортный и безопасный уклад внутренней жизни.

Ответ на этот вопрос находим во второй части отрывка. Господь обещает послать Своим чадам Утешителя. Речь идет о Духе Святом. Он единственный, Кто может дать человеку уверенность и опору во всякой жизненной ситуации. Тот, Кто наполняет жизнь смыслом, когда всякий смысл утерян. Без Него не может быть подлинной веры. Без него всякая вера – лишь иллюзия веры, самообман, инерция традиции, которая сойдет на нет, как только человек встретится с серьезной опасностью или чего-то страстно возжелает.

Поэтому на каждой утренней и вечерней молитве с надеждой и сердечным сокрушением мы повторяем: «Царь Небесный, Утешитель, Дух истинны, прийди и вселися в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (86 оценок, в среднем: 4,92 из 5)
Загрузка...