2016-06-14

Ин., 53 зач., XVI, 2-13.
Поделиться
11-2

Царь царем

Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 2-13.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Продолжается чтение прощальной беседы Христа Спасителя со Своими учениками, и сегодня речь ведётся о той перспективе, которая в ближайшее время ожидает апостолов. Эта перспектива – двойственна: с одной стороны, ничего хорошего Иисус Своим ученикам не обещает: будут гонения, причем гонения фанатичные и жестокие, вплоть до убийства – причем по самым что ни на есть высоким, религиозным мотивам. Но тут же Иисус говорит вдохновляющие слова о том, что после Его ухода придёт Дух Святой – Который «наставит на всякую истину» и возвестит будущее. При всей внешней неблагоприятности условий, для обычных людей – просто невыносимых – в апостолах будет действовать Дух такой силы, что не только поможет вынести скорби и напасти, но и станет источником свидетельства для окружающих об истине пришествия Бога во плоти, Его спасительной смерти и славного воскресения. Главное действие Святого Духа, о котором и говорит Спаситель – переведено в русском тексте словом «обличение». Однако если быть точным, смысл здесь шире: это не только «обличение» как открытие тайного, выведение на свет сокрытого, но и свидетельство, убеждение в чем-либо.

И здесь Христос выделяет три принципиально важных положения. Прежде всего, Святой Дух обличает мир в грехе – то есть в неверии в Иисуса как в Мессию, как во Христа, Помазанника Божия. Что является причиной этого неверия? – Порочная жизнь. Безумно пытаться выискивать в Иисусе Христе нечто, достойное отторжения и ненависти; но привычка к жизни во грехе действительно становится «второй природой» и отторгает Христа в самой глубине, вовсе не по каким-то рациональным или иным соображениям. Второе, о чём засвидетельствует Дух – это Божественная правда, которая проявила себя во всей судьбе Иисуса: Он был послушен Своему Небесному Отцу даже до смерти – и теперь уходит к Своему Родителю как исполнивший Своё предназначение. Третье обличение – это обличение суда – точнее, осуждение «князя мира сего» – то есть сатаны, диавола. Несколько выше Иисус уже говорил, что «идёт сего мира князь – и во мне ничего не имеет» (Ин.14:30) – то есть по причине абсолютной безгрешности Иисуса диаволу не за что зацепиться, он не может иметь над Иисусом никакой власти, чтобы удержать Его душу в аде.

В чем же смысл этого «обличения» мира со стороны Святого Духа? Почему это столь важно, что именно об этом говорит Иисус, прощаясь со Своими любимыми учениками незадолго до ареста и позорной смерти? Дело в том, что для вынесения любого категоричного решения необходимы чёткие критерии, однозначные ориентиры. Суд невозможен, когда отсутствует закон, или хотя бы система понятий. Человечество остро нуждается в обличении Святым Духом, потому что в силу своего грехолюбия постоянно размывает, размазывает границу между добром и злом, между должным и недолжным, между правильным и греховным. И это происходит на все уровнях, и во все времена, не только в современном мультикультурном мире. Взбаламутить воду, поднять со дна муть – лёгкий способ добиться своей греховной цели, когда разрушается чёткая система координат. Но с пришествием Христа ситуация меняется коренным образом: теперь у человечества есть однозначный камертон правильности – и это – не свидетельство от самих людей, но свидетельство Самого Бога: этот камертон – Сам Иисус Христос, всей Своей жизнью показавший, что значит – быть правильным, настоящим человеком. Уходя к Своему Отцу, покидая Своих учеников – Он не оставляет их в пустоте одиночества и неведения: скоро к ним сойдёт явным образом Святой Дух, Который не только напомнит им всё, что происходило в дни пребывания с ними Христа – но и Сам будет руководить ими, подсказывать им, действовать Своей Божественной силой через них. В этом – главное утешение расстроенных сейчас учеников, понимающих, что скоро они лишатся своего возлюбленного Учителя.

Тот же самый Дух, Который действовал в учениках Христовых, действует и по сей день в Святой Христовой Церкви. Каждый из нас, верных членов Церкви, имеет в себе «точку входа» этого Духа. Вопрос только в одном: насколько наша жизнь способствует раскрытию этой «точки входа», или же, напротив, мы старательно её затягиваем, замазываем, чтобы не слышать обличений в своей неправедности? Это вопрос, который каждому из нас полезно задавать себе почаще.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (43 оценок, в среднем: 4,95 из 5)
Загрузка...