2017-05-24

Ин., 43 зач., XII, 36-47 (о. Феоктист Игумнов)
Поделиться
8-6

Спас в силах. XVI в.

Ин., XII, 36-47 (о. Феоктист Игумнов)

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Прошедшее столетие приучило полагать, что разум противник веры, что вера возможна тогда, когда разум отключается или же когда разум слаб. Вообще, веру было принято объяснять простым невежеством, недостатком знания и грубостью ума. Многие и сейчас именно таким образом объясняют феномен веры. Но Священное Писание говорит совершенно об обратном. Противник веры не разум, а сердце. Об этом сказал пророк Исайя, эти слова повторил Христос Спаситель. Приятие или неприятие веры лежит в области сердца. По мысли святителя Феофана Затворника, интерес и потребность в неверии, то есть атеизме, вызван прикрытием тех интересов человека, которые не согласны с верой. Эта мысль кажется простой и очевидной. Ведь мы понимаем, что вера далеко не всегда удобна, любой, как принято сегодня говорить, практикующий христианин по своему опыту знает, что вера налагает определённую ответственность, что есть в жизни такие моменты, когда удобнее было бы жить без веры. Только совершенно внешний по отношению к христианству человек может думать, что христианство — удел тех людей, которых постигла какая-то жизненная трагедия. Что единственная функция веры — это утешение и уход от неприглядной и тяжёлой реальности и что только по причине сочувствия к таким людям можно терпеть христианство. Что вера — это перенос ответственности за свою жизнь с самого себя на Бога. Что это отказ от борьбы. Напротив, вера — это умение видеть мир открытыми глазами, такими глазами, которые по мысли Евангелия не ослеплены каким бы то ни было грехом. Вера — это умение идти против всех тогда, когда этого требует Бог. Конечно, здесь речь идёт не о революции и не об анархии, а об отказе от греха тогда, когда грех становится всеобщей нормой. Христос Спаситель с тихой болью говорит о тех людях, которые «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию», но вместе с этим Он не судит их, потому что «пришёл не судить мир, но спасти мир». Спасти мир, то есть дать каждому человеку возможность жить с ясным взором и чистым сердцем, жить с ответственностью и свободой.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (62 оценок, в среднем: 4,95 из 5)
Загрузка...