2016-08-09

Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2.
Поделиться
5-8

Спас Вседержитель. XIX в.

Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 17-27, Глава 16, стихи 1-2.

Глава 15.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня, в день памяти святого великомученика Пантелеимона, читается отрывок из Евангелия от Иоанна – прощальная беседа Иисуса на Тайной Вечери, незадолго до предательства и ареста. Эти слова были сказаны Христом как предупреждение – и одновременно – утешение и поддержка. Его ученики чувствовали: что-то произойдет, злоба раздражённых фарисеев, книжников, священников просто так не исчезнет – но никто из них не мог предположить то, что буквально через несколько дней увидят собственными глазами. Желая поддержать их, дать им хотя бы несколько точек опоры – когда в прямом смысле земля под их ногами поплывёт от ужаса перед происходящим – Спаситель вкладывает в их сознание простые, но бесконечно важные понятия.

Самое главное – это не то, что происходит, а как вы относитесь друг ко другу. Именно об этом – данная Им заповедь о любви. Как мудрый врач, Иисус исцеляет их от болезненного мессианства, жажды изменить вокруг себя весь окружающий мир. Не пытайтесь: для мира вы всё равно никогда не станете друзьями, какие бы благие цели вы ни ставили, какую великую пользу вы ни хотели бы принести этому миру. Будьте на самом деле Моими последователями и подражателями – и этого более чем достаточно. Но главный показатель того, что это – не просто лицемерное, внешнее подражание, а настоящее – это любовь между вами, готовность прощать, терпеть, уступать, искать не своих интересов, а заботиться о другом. То, что для мира – неэффективно и вообще – безумно. Мир будет вас постоянно подталкивать к другому: ради высокой цели переступить через человека, ради Великой Правды совершить маленький обман, вынудить, заставить другого подчиниться – не по свободе, а по неизбежности. Такую модель поведения мир готов принять с лёгкостью – но не вздумайте себя так вести, даже ради проповеди Евангелия по всему миру.

Спаситель прямо говорит Своим ученикам: Я – уже приговорённый, уже не жилец в этом мире. И вас ждёт та же самая участь. Поэтому не держитесь за этот скоро преходящий мир, не превращайте его в самую главную ценность. Заранее, сразу осудите сами себя на смерть – и вы обретёте такую внутреннюю свободу, о какой даже и не мечтали! Свободу говорить правду, не озираясь, вне всякой зависимости, слушают ли тебя или нет. И эта свобода от мирских привязанностей даст возможность действовать в вас не житейской мудрости, но Сам Дух Божий будет вами руководить, поддерживать, утешать. Отказавшись от житейских шаблонов, вверив себя без остатка Отцу Небесному, вы станете живыми свидетелями действия Бога в этом мире, Его представителями, Его проводниками – чистыми, незамутнёнными. И условие, или, точнее, цена такого высокого призвания – ваша смерть ради Меня, с которой вы уже заранее согласитесь.

Первые века христианства – это время постоянного подтверждения слов Христа Спасителя. Мученики в большинстве своём не были ни искусными риторами, ни просвещёнными богословами, ни закалёнными в аскетических трудах подвижниками. Но они настолько были увлечены Христом и Евангелием – что их души открывались нараспашку для действия в них Святого Духа. И они обретали такую силу слова и примера – что эта очевидность присутствия в них Бога становилась заразительной для окружающих! Сколько случаев в житиях, когда сами мучители, глядя на то, как претерпевают невыносимые страдания христианские святые, сами объявляли себя христианами и тем самым подписывали себе смертный приговор!

Вот о чем нам, дорогие братья и сестры, следует всегда помнить. Добрые, наполненные любовью отношения между нами – это самое главное условие, при котором Бог может реально войти в нашу жизнь. И Церковь – это не стены и богослужения, а та любовь высокой, неземной концентрации, которой напитаны души тех, кто дерзает именовать себя христианами!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (64 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Загрузка...