2017-05-02

Ин., 20 зач., VI, 27-33 (о. Феоктист Игумнов)
Поделиться
8-17

Спас в силах

Ин., 20 зач., VI, 27-33 (о. Феоктист Игумнов)

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что’ Ты делаешь?
31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Любому священнику довольно быстро набивает оскомину один и тот же вопрос: а что мне сделать, чтобы получить то-то и то-то? Речь может идти о самых разных вещах: от смирения до крепкого здоровья и высокой зарплаты. И у священника есть два пути: можно потратить время на объяснение не самых простых евангельских принципов, а можно отправить читать акафист против, скажем, зубной боли и мигрени. Или же отправить человека в паломничество к какой-нибудь святыне, которая, с большой долей вероятности, поможет человеку обрести искомое состояние или же разрешить ту или иную проблему. Впрочем, нельзя сказать, что второй путь ложный или же что он не действенный. Безусловно, молитва у святынь и молитва вообще помогают в самых разных нуждах. Но также безусловно и то, что христианство, по своему существу, вовсе не об этом.

Только что мы слышали, как Господу Иисусу Христу задали предельно конкретный вопрос: что делать, чтобы творить дела Божии? Надо полагать, что Его слушатели ожидали простого внятного ответа: когда и как поститься, сколько, кому и в какой ситуации подавать милостыню, когда и какими словами молиться, сколько молитв произнести, каким образом отмечать те или иные дни. Но Он не даёт таких указаний. Вся Его проповедь, все Его слова и поучения, сама Его земная жизнь и само Евангелие переводят человека в другую плоскость, туда, где нет места ни таким вопросам, ни прямым ответам на них. Очевидно, что Его слова должны были переломить договорные отношения с Богом, которые главенствовали в современном Ему обществе. Ведь мы помним, что жизнь ветхозаветного иудея была строго регламентирована, были расписаны все стороны жизни, существовало предписание по каждому, даже самому незначительному вопросу. Внимательное изучение и тщательное исполнение этих предписаний делало человека чистым, праведным, но не в глазах Бога, а в глазах окружающих и в своих собственных глазах. Тем, что Христос не даёт конкретных предписаний, Он показывает, что нет того набора действий, который сможет привести человека к Богу, который может сделать человека праведным. На место действия Он ставит веру в Мессию, то есть в Себя Самого.

Христианство победило. Эта победа с течением времени сформировала свою традицию. Традиция привела к тому, что многие стороны жизни христианина стали регламентированы. С одной стороны, это помогает внешнему устройству христианской жизни, помогает придать внутренней жизни некий ритм, наладить молитву, помогает избежать того, что называют изобретением велосипеда и в конечном итоге, она должна привести к свободе веры во Христа и, конечно же, в этом заключается ее очевидная польза и очевидный смысл. С другой стороны, традиция таит в себе и опасность, она может стать точно такой же ширмой, какой стал для иудеев ветхозаветный закон с многочисленными комментариями к нему. Есть риск начать думать теми же самыми шаблонами: если я сделаю то-то и то-то, то мне гарантирована благополучная жизнь и здесь, и за гробом. Помоги же нам, Господи, за любой, даже самой красивой, древней и доброй традицией, видеть Тебя, слышать, понимать и принимать Твои слова!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (89 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...