2017-04-27

Ин., 16 зач., V, 24-30 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
7-14

Спас на престоле

Ин., V, 24-30 (о. Стефан Домусчи)

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Подавляющее большинство людей на земле религиозны. Нравится этот факт атеистам или нет, но большинство людей на земле так или иначе верят в Бога или по крайней мере в высшую силу. Однако если спросить их о том, в чём смысл их веры, совсем не многие скажут что смысл в жизни вечной. Современная культура, в отличие от культуры древней, центром человеческих интересов, центром его чаяний, его надежд – ставят жизнь здесь и сейчас. Цель жизни – успех и полнота счастья. Человек хочет чтобы у него все получилось здесь и сейчас и направляет на это все свои силы.

Кто-то скажет, что в этом плохого? Что плохого в том, что развивается наука, медицина, техника? В каких-то аспектах жизнь становится легче. Конечно, само по себе это не плохо и может принести немало пользы. Современный человек ошибается не в том, что делает это, он ошибается в приоритетах. Всё это возможно и необходимо, но оно не должно быть главным чаянием человека, не должно быть «единым на потребу», потому что не уничтожает смерть. Смерть не как отдельный факт, но как то, что называют «путь всей земли», как нечто неотвратимое и неизбежное.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что Христос говорит: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Удивительным образом, Христос говорит о том же, к чему стремится современная культура, о победе над смертью. Но Его победа не эфемерна и не на малое время, она вечна и распространяется на всех.

Но нужна ли она нам? Мы спешим по своим делам, мечтая не то чтобы о бессмертии, сколько о том, чтобы заработать на жизнь, решить бытовые проблемы… Какое уж тут бессмертие?

И все же иногда, когда мы совершенно устаем от постоянной неизбывности наших забот, нам хочется чтобы наступила какая-то иная жизнь, в которой быт стал бы бытием, в которой мелкие смыслы, сменились бы истинным, непреходящим смыслом.

И вот Христос говорит, что как Отец имеет жизнь в Самом себе, так дал и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. В этих словах раскрывается очень важная мысль о Боге, о том, что Он самобытен, Он – есть жизнь и не получает ее от кого-нибудь еще. Человек, в отличие от Бога, существо не самобытное, постоянно нуждающееся в поддержке и пропитании. В этом и есть смысл всей нашей суеты… мы все время зависим. Но Христос приходит именно для того, чтобы освободить нас от этого рабства быту. Конечно, это не происходит в полноте здесь и сейчас, но уже сейчас мы способны освободиться от бытового плена и перестать рассматривать постоянно возникающие дела и нужды как главное содержание своей жизни. Да, мы все равно вынуждены зарабатывать, все заботимся о хлебе насущном. Но все это лишь средства к жизни, а не сама жизнь. В свою очередь жизнь мы осмысливаем как путь к Богу. Путь на котором всякое наше дело, самое простое и бытовое, может быть проявлением верности или неверности. Иными словами устремленность к Богу исполняет и всю остальную жизнь смыслом. И именно потому, что Христос стал Сыном Человеческим, познал нашу жизнь в опыте – Ему отдан суд. Он знает тяготы нашей жизни, но знает так же и то, что можно всяким своим поступком исполнять волю Божию. В этом смысле вся наша жизнь, со всем ее содержимым приобретает совершенно иное значение. Христу отдан суд, но верующий в него уже имеет жизнь вечную, потому что всю свою земную жизнь предстоял перед Богом и сделал благо ее основным содержанием.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (54 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...