2016-08-23

Мф., 85 зач., XXI, 23-27.
Поделиться
Мф., 85 зач., XXI, 23-27.
Поделиться

Icon_66Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Эпизод, о котором мы только что услышали, рассказывает о событии, которое произошло в Иерусалимском храме. Еврейских учителей возмущает то, что Иисус ведет себя в нем, как хозяин. Отсюда и закономерный вопрос: Кто Ты такой? Кем Ты Себя возомнил? Кто тебе дал право и власть так Себя вести?

Для того, чтобы им ответить, Христос использует один из распространенных в среде самих же иудейских ученых полемический прием: на их вопрос Он задает встречный. В результате оппоненты Спасителя оказываются перед довольно сложной дилеммой. Если скажут, что Иоанн послан Богом, придется признать, что Иисус – Мессия, ведь Иоанн не раз это утверждал. Если скажут, что Иоанн самозванец – настроят против себя народ, который убежден, что Иоанн Божий пророк. В итоге, они не находят ничего лучшего, как признать поражение и замолчать. Так выглядит ситуация, при ее поверхностном рассмотрении. Христос – искусный оратор, который загоняет своих противников в логическую ловушку и оказывается победителем в споре.

Однако, если присмотреться, то увидим, что сам встречный вопрос Спасителя это не столько ловушка, сколько и есть своеобразный ответ на вопрошание иудеев. С его помощью Господь как бы говорит им: если для вас, учителей народа, его религиозных вождей, которые призваны определять, что пришло от Бога, а что от человека, не очевидно, кем был Иоанн, вы свои функции не выполняете. Голова у вас большая, умная, вы привыкли решать сложные богословские задачки, а сердце у вас не на месте. Если бы с ним все было в порядке, вы бы самим своим нутром почувствовали, что Иоанн пророк. И тогда бы у вас не было вопросов относительно Меня? Потому что и Меня вы бы сразу узнали и приняли без всяких сомнений. Но вы настолько помрачились, что для вас это неочевидно. А потому Я не буду прямо отвечать Вам, Кто Я. Ведь что бы Я вам ни ответил, вы все равно Мне не поверите. Иными словами Христос Своим ответом вскрывает духовное состояние иудеев и намекает им, что в подобном духовном расположении они не способны расслышать то, о чем спрашивают.

Поразительно то, что фарисеи не понимают этого намека, настолько огрубело их сердце. В ответе Христа они видят всего лишь хитроумную ловушку и начинают всерьез думать, что бы им выкрутиться из сложной ситуации.

Для нас этот эпизод может послужить добрым примером в отношениях с теми, кто нас окружает. Ведь у всякого есть родные или близкие сомневающиеся, неверующие, а порой и агрессивно настроенные к вере. Как порой хочется им объяснить, доказать, привести, наконец, к Богу. Христос ясно дает понять: даже если ты поймаешь своего оппонента в хитроумную ловушку, даже если ты всей бронебойной мощью логической аргументации загонишь его в угол, заставишь признать существование Бога, вряд ли он тут же станет верующим человеком. Не случайно в Евангелии Сам Он так часто уходит от прямых ответов. Отвечает или притчами, или, как сегодня, вопросом на вопрос. Ведь кому, как ни Ему знать, что ум человека – всего лишь инструмент. Что ему сердце подскажет, то он и будет делать, с тем и будет соглашаться. А потому первоочередная задача – добрым делом и словом, горячей молитвой растопить тот лед, который сковал саму сердцевину человеческой души. Ведь именно так и делал Спаситель. Никому ничего не доказывая, Он горячо молится за Своих жестокосердных вопрошателей, а однажды молча восходит за них на Крест.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Вопрос, который задают Иисусу первосвященники и старейшины еврейского народа, возник не на пустом месте. Ещё бы: та решительность, с которой Иисус прогоняет торговцев из храма, Его гневные обличительные слова, адресованные духовной элите народа – всё это не могло не вызвать острого недоумения: а по какому праву Он Себя так ведёт? Кто дал Ему позволение так Себя вести?

Ответ, который даёт иудеям Спаситель, гениален. Он словно обращает их же вопрос на них самих: а крещение Иоанна – откуда: от Бога – или же от людей? Этим вопросом Христос вовсе не пытается риторически избежать прямого ответа. Он всего лишь подталкивает тех, кто ещё не совсем безнадёжен, к искренности, к стремлению вырваться из привычных штампов и стать лицом к лицу с Самой Истиной. Но, увы, для «профессиональных богословов» это уже крайне сложно: они настолько привыкли сводить несводимые понятия воедино, что честно признать одну из обозначенных позиций истинной для них уже выглядит поражением со всеми последствиями – но и компромиссный вариант здесь тоже невозможен! В итоге они вынуждены лукаво сказать: а мы не знаем –тем самым сознательно уходя от обличающего их ответа. «И Я вам не скажу, – говорит Спаситель. – Не скажу вовсе не потому, что, как вы, не знаю, потому что боюсь правды – а потому, что ещё не пришёл Мой час, ещё надо довершить начатое – то, чему вы никак не позволите совершиться, если услышите, что Я – Господин и Бог этого Храма – и Мой Небесный Отец – Которого вы называете вашим Богом – дал Мне эту власть и это право!»

Лукавое желание фарисеев и старейшин прикрыться лживым незнанием – чтобы вынудить Христа сказать о Своём Богосыновстве – было посрамлено. Недолго ещё оставаться Иисусу на свободе – близится час, когда Он будет предан в их руки, когда они наконец-то смогут излить на Него всю свою злобу. Но пока – Христос и дальше беседует с народом, впереди – самое главное: Тайная Вечеря, установление таинства Божественной Евхаристии, прощальная беседа со Своими любимыми учениками, последняя прогулка по Масличной горе – где и закончится Его свобода и начнётся заключение.

Всматриваясь в хитрый ответ фарисеев, можно и самого себя в нем увидеть. Разве не бывает, когда собственная выгода заслоняет от нас очевидную истину? Как часто случается, что вместо горькой для нас правды мы предпочитаем «как-бы-неведение» – потому что оно – бесполезно, но и не опасно для уже привычного образа жизни. «Никто не отрицает Бога без очевидной для себя выгоды». Не помню, кому принадлежат эти слова – но они очень точно отражают главную причину богоборчества: глубинное нежелание обличения истиной. Сегодня атеизм совсем непопулярен – уж больно трагичны его последствия в истории нашей страны – вот и предпочитают «как-бы-думающие» люди отворачиваться от христианства в пользу агностицизма, той или иной формы лукавого неведения. Но Христос снова и снова ставит человека перед выбором, когда обычной фразой «а я не знаю» – уже не отговориться.

Научи же нас, Господи, уметь вовремя останавливаться, когда наш изворотливый ум подбрасывает нам хитросплетённые аргументы в пользу мнимого неведения – и внимательно всматриваться, а не стоит ли Сама Истина перед нами лицом к лицу – просто мы Её почему-то не хотим замечать?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (36 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...