2017-05-10

Ин., 26 зач., VII, 14-30 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
4-18

Спас Вседержитель. XIX в.

Ин., VII, 14-30 (о. Дмитрий Барицкий)

14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня;
17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.
23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?
27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы сегодня услышали, начинает со сцены в храме. Иудеи удивляются, как Иисус, простой плотник из Назарета, так хорошо знает Священное Писание. Дело в том, что учить в храме и синагоге, то есть толковать священный текст, могли только люди, получившие специальное богословское образование, прочитавшие множество книг, учившиеся у знаменитых учителей. Однако Христос не принадлежал ни к одной из раввинских школ и очевидно нигде специально не учился. Откуда же такие глубокие познания? Господь отвечает своим недругам: Я знаю так хорошо Писание, т.к. исполняю волю Бога. А ведь именно Он является непосредственным автором Библейского текста. Какая же здесь связь?

В житии прп. Марии египетской, великой христианской подвижницы 6 века, есть такой эпизод. С ней, простой, безграмотной женщиной беседует монах, которому она рассказывает о своей жизни. Монах удивляется тому, что женщина, которая провела в пустыне несколько десятков лет, никогда не училась грамоте, никогда не открывала богослужебных книг, с легкостью цитирует Священное Писание. «Откуда такие познания? Когда и где ты успела этому научиться?» – удивленно спрашивает он. На что преподобная Мария отвечает ему: «Я нигде специально этому не училась. Просто жила по воле Божией. А потому моим учителем было Само Слово Божие, живое и всетворческое. Это оно говорит во мне».

Смысл этих слов очевиден. Чем больше человек старается согласовать свою волю с волей Бога, чем тщательнее исполняет Его заповеди, тем глубже Дух Божий проникает в его сердце. Мысли Бога, Его слова, Его логика органично усваиваются всем существом подвижника. Они становятся для такого человека родными, его собственными. А потому нет ничего удивительного в том, что некоторые святые, не будучи людьми грамотными, прекрасно знали Библию и цитировали ее наизусть. Ведь те смыслы, которые содержатся в этой книги, мысли Самого Творца, становились содержанием их каждодневного опыта, словно сливаются с их собственными мыслями, желаниями и словами.

Для нас все это ответ на очень серьезный вопрос. Предание Церкви говорит нам об очень многих важных и полезных вещах. Однако зачастую они остаются для нас непонятными, далекими и даже странными. Как же проникнуть в их суть? Как сделать все это прозрачным, понятным и близким? Есть ли какой-то ключик, алгоритм? Для этого мало читать церковные книги, слушать проповеди по радио, смотреть выступления священников и богословов по телевизору. В первую очередь необходим подвиг ради Христа. Исполнение Его заповедей. Желание во что бы то ни стало согласовать свои желания с Его волей. Необходим каждодневный опыт пребывания в Боге. Только в этом случае и священные тексты, и богослужение, и какие-бы то ни было установления Церкви станут нам понятны и прозрачны, откроют тот глубокий смысл, который они скрывают от человека равнодушного, постороннего. Ведь теперь они стали нашим собственным, близким и родным.

 

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (61 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...