2017-05-08

Ин., 24 зач., VI, 56-69 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
ph05019

Иисус Христос с учениками

Ин., VI, 56-69 (о. Дмитрий Барицкий)

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, это, пожалуй, одно из самых странных и для многих непонятных мест Евангелия от Иоанна. Христос призывает Своих учеников есть Его Плоть и пить Его Кровь. Причем, по словам Спасителя, это является обязательным условием спасения от смерти и обретения жизни. Поэтому чуть раньше Господь прямо и очень категорично заявляет: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Эти слова потрясли слушателей Христа. Они казались им дикими. Есть плоть человека, пить его кровь, как можно?! Многие даже смутились, отошли от Спасителя и больше за Ним не ходили.

Подобные недоумения по поводу этих слов появляются до сих пор даже у тех, кто считает себя христианином. А потому в истории христианского богословия всегда существовало огромное количество попыток объяснить это место приемлемым для человека образом. Объяснить так, чтобы это не вызывало культурный шок. Так, например, многие протестантские толкователи предлагают понимать слова Христа в переносном смысле. Эта метафора, которая указывает на то, что любой последователь Иисуса должен впитать в себя образ Его мыслей, действий, все Его существо, своей жизнью постараться повторить всю Его жизнь.

В Православной же традиции эти слова Христа всегда понимали буквально. Господь действительно говорит о Своем Теле и о Своей Крови. Именно их под видом хлеба и вина Его ученики до сих пор вкушают в таинстве Евхаристии, Причастия. Один из православных святых, блж. Феофилакт Болгарский, выражая общую для всех отцов Церкви точку зрения, так говорит по этому поводу: «Заметь, что хлеб, который мы вкушаем в Таинстве, это не образ тела Господня, но есть сама Плоть Господа… Ибо хлеб этот… чрез таинственное благословение и наитие Святого Духа, изменяется в Плоть Господа… Это для того, чтобы у нас не было отвращения к необычной пище. Ибо если бы нам была предложена в настоящем виде плоть Христа, нам неприятно было бы приступать к Причастию; а теперь, когда Господь снисходит нашей немощи, таинственная Пища является нам под тем видом, к которому мы привыкли». Причащаясь, верующие не символически, а реально, физически соединяются со Христом. Становятся в буквальном смысле частью Его Преображенного Тела. В буквальном смысле вступают в ту полноту жизни и бытия, которые есть в Боге. Как все это для нас странно и непонятно! Как противоречит нашему культурному опыту! Порой смущает и даже отталкивает. Что же делать?

Евангелие предлагает замечательный ответ. Видя, что люди уходят, Христос спрашивают апостолов, не хотят ли и они уйти? Он видит – учеников также терзает смущение. Однако, они остаются. Ведь они познали на своем опыте, что Христос – это Бог. Только в Нем источник жизни. Вне Его только пустота и смерть. Если там кто-то и живет, это не полноценная жизнь, а лишь степени умирания. А потому, куда идти то? По этой причине они даже не требуют у Спасителя объяснения странных слов. Ведь Бог это Тот, кто Сам устанавливает правила этой жизни. Ему видней. А потому они просто смиренно с доверием склоняются перед только что открытой им тайной. Для нас это урок. Не все, что открыл человеку Бог можно до конца понять и объяснить. Есть вещи, механизм действия которых скрыт от нас: появление жизни, смерть, Боговоплощение, пролитие крови на Кресте ради искупления человека, вкушение Преображенной Плоти Бога в таинстве Причастия и т.д. Все это своеобразные краеугольные камни в основе всего нашего бытия. А оно глубоко. И дна его не разглядеть. Поэтому до времени нам остается одно: склониться перед этими тайнами, довериться Богу и двигаться тем путем, какой Он нам указал. Ведь только у Него есть то, к чему в действительности так стремится душа каждого из нас – полнота бытия и жизнь вечная.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (59 оценок, в среднем: 4,83 из 5)
Загрузка...