2016-12-23

Евангелие от Луки: XXI, 37 - XXII, 8 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
445px-Cimabue01

«Поцелуй Иуды»
(Чимабуэ, конец XIII века).

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38, Глава 22, стихи 1-8.

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

ГЛАВА 22.

1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Уже первые строки этого отрывка показывают то внутреннее напряжение, в котором существует христианское сознание. Это существование в истории, красоту и величие которой ты наблюдаешь и временность и бренность, которой ты так же отлично осознаешь. Мы знаем, что большинство вещей, которые нас окружают, скоро сломаются и исчезнут – так уж устроен современный мир. Однако есть что-то в нашей жизни, о прекращении существования чего мы даже не думаем: наши храмы, города, памятники архитектуры. И дело не в том, что мы вообще не можем себе представить их разрушения, двадцатый век с его уничтожением храмов и памятников старины, слишком явственно показал нам реальность всего этого… Просто мы рождаемся и живем радом с ними, они кажутся нам частью нас самих… И они, конечно же, очень красивы.

И вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как люди, окружающие Христа, восхищаются великолепием иерусалимского храма, камнями и деревянными узорами, которыми он украшен… Слушая эти строки важно понимать, что для людей этот храм был не просто одним из дорогих сердцу памятников архитектуры, пусть даже и самым красивым… Он был центром их жизни, их веры, их надежды… Все, самые красивые здания в мире были для них ничем по сравнению с храмом… Сколь бы величественны ни были Колизей или пирамиды – они были просто языческими строениями, а храм был местом особого присутствия Божьего на земле, в нем приносились жертвы, в нем стоял ковчег Завета…

И вдруг люди, восхищающиеся храмом слышат: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. Какой ужас должно быть охватил тех, кто это слышал.

Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? – спрашивают они.

Интересно, что Христос, говоря о разрушении храма и города, вписывает их в общий контекст разрушений последних времен. В своем рассказе, он объединяет две реальности, будто бы показывая, что природа этих разрушений одна – это суд и дни отмщения всей неправде мира сего. Из пророческих писаний мы знаем, что богоизбранный народ должен был распространить завет с Богом на все племена земные. Вместо этого, изменив своему духовному предназначению, он свел всю свою миссию к национальной борьбе и был побежден и раздроблен и разведен в плен по всем народам… Город и храм, которым так восхищались современники Христа, был разрушен в семидесятом году. Вероятно, это произошло потому, что он стал местом не духовного, а лишь национального возрождения.

Слушая эти слова, мы понимаем, что они имеют отношение не только к конкретным историческим событиям, но являются предупреждением и христианской цивилизации… Сосредоточившись на временном, сколь бы прекрасным и вдохновляющим оно ни было, мы можем не расслышать зова вечности, призывающей нас к исполнению воли божией, к поиску того, что по-настоящему прекрасно и нерушимо…

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (29 оценок, в среднем: 4,79 из 5)
Загрузка...