Книга пророка Исаии. Глава 41, стихи 4-14.
4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я Тот же.
5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;
6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!"
7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.
8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего,-
9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя":
10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.
12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;
13 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль,- Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую окружающая реальность активно и аргументированно спорит со словами Священного Писания. Мы читаем одно, а видим перед собой совсем другое. В такой ситуации вера слову Писания на грани безумия, ведь спорить с реальностью очень непросто. В сегодняшнем чтении пророк Исайя продолжает цитировать слова, сказанные ему Богом. Само повествование идёт от лица Бога: «Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе». Сегодня, когда мы знаем об истории еврейского народа, когда мы видим немалую еврейскую диаспору, понять и поверить в эти слова очень просто. Но совсем иная картина была в то время, когда Исайя возвещал зафиксированное в книге его имени: часть единого израильского народа — Иудея — была крайне малочисленна и слаба. Внешняя агрессия со стороны могущественного Вавилона не могла быть никак отражена. Все шло к уничтожению не только селений Иудеи, но к исчезновению народа в вавилонском смешении наций. Но мы знаем, что слова книги пророка Исайи были верны. Народ Израиля не погиб. Конечно, это не единственное осуществившееся пророчество Священного Писания. Нам стоит их помнить и понимать, что точно также рано или поздно исполнятся все слова Книги книг. Эти слова несравненно более достоверны, чем любая самая реальная и неоспоримая реальность современного мира.
Исайя использует весьма неприятное и, может быть, обидное слово «червь» — «червь Иаков, малолюдный Израиль». Как мы помним, у праотца Иакова было два имени, второе его имя — Израиль. Народ Израиля произошёл от Иакова, именно поэтому здесь пророк использует оба имени. Образ червя, несмотря на всю его неприглядность, очень сильный. Преподобный Ефрем Сирин объясняет этот образ в таких словах: «Червём Иакова и малолюдным Израилем Бог называет народ Свой, потому что он, как червь, подточит и погубит крепость царей языческих». А многие другие толкователи сопоставляют фразу «не бойся, червь Иаков» с евангельским выражением Христа Спасителя «не бойся, малое стадо» (Лк. 12:32). Спаситель не называет никого червём, но суть Его мысли все та же: евангельская проповедь и деятельность апостолов схожи по своему эффекту с тем, что делают черви. Блаженный Иероним Стридонский говорит об этом так: «Ибо как червь проникает в землю; так речь апостольская проникла в города языческие и вступила в сердца, бывшие прежде крайне жестокими». Собственно, как червь действует и само евангельское слово: оно проникает незаметно, но рано или поздно оно даст о себе знать.
Бытие. Глава 17, стихи 1-9.
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тот отрывок, который мы только что услышали, начинается с упоминанием о возрасте Авраама. Патриарху 99 лет. Это замечание делается далеко не случайно. Дело в том, что Бог, когда привел Авраама и его семью в Палестину, пообещал, что у того родится сын. Однако с момента этого обещания прошло уже 25 лет. То есть целые четверть века Авраам ждет исполнения слов Творца. Четверть века Небо молчит. Патриарх не получает от Бога никаких известий. Можно только представить, какие сомнения терзают его душу. На его глазах стареет Сарра. Теперь ей уже 90 лет. Кто способен родить в таком возрасте? А если еще учесть тот факт, что Сарра бесплодна! Иными словами, мы можем только догадываться, какую серьезную внутреннюю работу необходимо совершать Аврааму, чтобы сохранить свою веру. Каждый день, каждую минуту праведник в борьбе с самим собой буквально заставляет себя не сомневаться в обещании Бога.
Поразительно, но, несмотря на совершенно неблагоприятные внешние обстоятельства, Авраам выходит из этой борьбы победителем. Праведник прошел испытание — его вера выдержала. Она стала сильной и глубокой. Теперь это вера не благодаря, а вопреки всему, вера несмотря ни на что. Вера, которая продолжает жить даже тогда, когда вокруг рушиться мир. Именно в ответ на это приобретенное, выстраданное праведником состояние души Бог, наконец, является ему.
Господь еще раз в торжественной форме подтверждает патриарху Свои обещания. По Его словам, он станет отцом не только евреев, но и множества народов. Именно это и означает его новое имя, которое буквально с еврейского языка можно перевести как «отец множества». Как мы знаем, слова Бога исполнились в точности. От Авраама произошли различные народности. Самые известные из них — это измаильтяне (арабы), идумеи, самаряне и, конечно же, евреи. Однако не только для них Авраам стал отцом. Он считается духовным родителем и покровителем тех, кто выбрал в своей жизни нелегкий путь подлинной веры. Именно поэтому в христианской традиции Авраам называется «отцом всех верующих».
Для нас это важный урок. Легко верить в Бога, когда все вокруг складывается благополучно, а жизнь проходит так, будто тебя на руках несут ангелы. В те минуты, когда сердце наполнено благодатью божественного присутствия, уходят все сомнения, в душе поселяется уверенность. Но что бывает, когда Господь на некоторое время оставляет нас наедине с самими собой, лишает нас ощущения того, что Он рядом? В такие минуты, то, что только недавно казалось ясным и очевидным, теряет свои очертания, растворяется в дымке сомнений. Сердце становится пустым. У человека пропадают силы, чтобы справиться с теми коварными вопросами и противоречиями, на которые ему указывает жизненный опыт. Мы склонны рассматривать эти моменты как знак того, что Господь покинул нас. История праведника ясно свидетельствует о том, что это не так. Эти минуты особенно ценны. Ведь именно сейчас наша вера проходит испытание. Если мы вопреки всему стараемся сохранить ее в своем сердце, именно эти тяжкие и, казалось бы, крайне безблагодатные мгновения становятся для нее важным условием развития и роста. Ведь точно так, вопреки всему происходит и физическое развитие человека. Чем упорнее спортсмен идет к своей цели, чем больше трудных задач он преодолевает на своем пути, тем ярче будет радость победы. Поэтому наберемся терпения. Бог никуда и никогда не исчезает из нашей жизни. Он всегда стоит рядом, чтобы в нужный момент, когда, возможно, наши силы окончательно иссякнут, взять нас в Свои руки и поднять на ту высоту, о которой мы раньше не могли и мечтать.
Притчи Соломона. Глава 15, стихи 20-33. Глава 16, стихи 1-9.
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
ГЛАВА 16.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Каждый день люди задают себе вопрос: как поступить в том или ином случае? Эти вопросы встают перед нами во всех сферах: бытовой, семейный, на работе, в магазине, даже в сфере духовной жизни. В некоторых случаях ответы очевидны, в других все зависит от того, какой именно вопрос мы себе на самом деле задаем. Ведь говоря: «Как поступить?» мы произносим только первую часть вопроса, который на самом деле продолжается: чтобы это было мне выгодно? чтобы это было безопасно? чтобы это вызвало похвалу? Наконец, как поступить, чтобы это было правильно?
Один простой вопрос: как поступить таит в себе множество оттенков и естественно ведет к разным следствиям. Человек ставящий перед собой правильный вопрос и стремящийся к праведности — мудр, в то время как человек стремящийся к мимолетному — глуп. Может показаться странным, что глупость связывается с грешностью, а мудрость с праведностью. Как будто не может быть людей умных и злых, глупых и при этом добрых. Однако речь идет не об уме, не о количестве знаний и способности их применять, речь именно о мудрости, то есть умении правильно жить. Как и под глупостью имеются ввиду жизненная глупость, нежелание видеть подлинный смысл своего существования... Сознательно избранная легкомысленность.
Людям которые всё делают ради выгоды и успеха, которые только посмеиваются над такими понятиями как жертвенность или справедливость кажется, что у них все схвачено. Однако главная мысль, которую пытается донести Соломон: Бог участвует в жизни мира и об этом ни в коем случае нельзя забывать. Человек может быть успешен видимым образом, но только тот, кто ненавидит зло будет жить по-настоящему. В сегодняшнем чтении, есть такие странные слова: корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. Казалось бы, о чём идёт речь, что такого плохого в подарках? Но из контекста очевидно, что речь идет не о простых подарках, не о подарках детям... не о подарках близким... Речь о взятках, которые мотивируют принять выгодное для дающего решение. Корыстолюбивый это тот, кто любит выгоду, тот, кто хочет, чтобы его решение определялась не просто честностью, не правдой, но выгодой. Соломон сторонник правды и справедливости, поэтому он говорит: «ненавидящий подарки будет жить», то есть тот, кто ненавидит взятки и стремится поступать по совести получает благословение от Бога. Именно поэтому далек Господь от нечестивых, а молитву праведника Он слышит.
Иными словами, задумываясь о том, как нам жить мы должны в первую очередь спрашивать себя не о том как получить выгоду? Как достичь похвалы? Как мне избежать наказания? Мы должны спрашивать себя как мне поступить, чтобы быть праведником? чтобы исполнить волю Божию?
Именно поэтому, ухо внимательное к учению жизни пребывает между мудрыми... Человек который хочет жить будет искать мудрости и праведности в своих решениях. Он будет очень строг с собой, потому что знает, что такое самооправдание. Знает, что все мы так или иначе умеем оправдывать себя и видеть свою жизнь более-менее сносной... и только Господь знает настоящую цену нашей души. Тот, кто стремится к праведности, перестает задаваться вопросами выгоды. Он доверяет автору книги Притчей, который говорит: Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.