Книга пророка Исаии. Глава 28, стихи 14-22.
14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.
15 Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя".
16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.
19 Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.
20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.
21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.
22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В 8 веке до н.э. мощная Ассирийская империя уничтожила часть еврейского государства. Целых десять колен израильского народа канули в небытие. Естественно, что эти события рассматривались богобоязненными людьми, с одной стороны, как наказание за греховную, безбожную жизнь, с другой как предостережение выжившим. Люди должны были кардинально изменить свою жизнь. Именно это становится основной темой того отрывка, который мы только что услышали.
Пророк Исаия удивляется беспечности начальников иудейского народа. Они ведут себя так, как будто бы заключили договор со смертью. Скорее всего, пророк намекает на союз с Египтом. Иудейская знать думала, что это обеспечит ей безопасность. Вместе они смогут победить ассирийцев. Это порождало ощущение вседозволенности и безнаказанности. Им кажется, что они могут делать все, что им вздумается. Об изменении образа жизни никто не думает. Исаия предостерегает: скоро такому легкомысленному прозябанию придет конец. Грядет бедствие, которое станет судом Божиим над евреями. Это и означают слова «поставлю суд мерилом и правду весами». Инструментом этого суда и будут ассирийцы.
То, что произойдет тогда, Исаия изображает при помощи пословицы: «слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него». То есть враг не будет давать евреям покоя ни днем, ни ночью. Он вторгнется на территорию Иудейского царства, опустошит страну, разграбит города, а жителей уведет в плен. Везде будет царить атмосфера постоянного напряжения и тревоги. Все это будет радикально отличаться от тех времен, когда весь народ во главе со своими вождями доверяли Богу и были ему верны. Именно при помощи Господа они одержали грандиозные победы над своими врагами. Поэтому и упоминается здесь долина Гаваонская, в которой некогда Иисус Навин чудесно победил врага, а также гора Перацим, на которой царь Давид вопреки всем внешним обстоятельствам обратил противника в бегство. Теперь все будет наоборот. Тот гнев, который когда-то излился во время этих сражений на врагов Израиля, Господь обратит на самих евреев. Поэтому и говорит Исаия: «восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской».
Есть в этих грозных пророчествах и светлые моменты. Во время всех этих бедствий будет одно прибежище. Пророк называет его камнем, который Бог положит в Сионе. Мы помним, что Сион — гора, которая является символом Иерусалима. И действительно, несмотря на всю мощь армии Ассирии, столицу еврейского царства покорить не удалось. Христианские толкователи утверждают, что речь идет не только о городе. Пророк говорит здесь и о Самом Христе.
Увы, человек устроен так, что зачастую лишь в горькие моменты, понимает, что нет у него договора со смертью. Неважно, кто ты, богатый или бедный, ученый или простец, рабочий или чиновник — перед лицом правды Божией мы все одинаковы. Очень горько осознать это внезапно, в результате жизненной трагедии. Однако это не горечь проклятия. Скорее это горечь целебного лекарства. Именно скорбь, беда зачастую выводят нас из состояния легкомысленной беспечности, заставляют обратиться к Богу. Нередко именно с них начинается путь познания Господа, а, следовательно, спасения души человека. Поэтому, какая бы беда нас не постигла, не будем унывать. Постараемся пересмотреть свою жизнь и обратиться ко Христу. Именно Он является тем крепким основанием, на котором мы должны строить свою жизнь. Искренне верующий в Него не будет сломлен никакими жизненными невзгодами и не постыдится.
Бытие. Глава 10, стих 32, Глава 11, стихи 1-9.
32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа.
ГЛАВА 11.
1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Современные представления об общечеловеческих ценностях, хотя и выглядят порой довольно наивно, всё же имеют под собой некоторые основания. И дело, конечно, не столько в том, что люди физически сродны друг другу, о чем говорит и современная генетика, сколько в духовном родстве, в единстве самых элементарных нравственных законов.
Основание этого единства мы находим как раз в тех главах книги Бытия, которые читаются на этой седмице. Мы видим семью Ноя, которая размножилось и через время была уже большой и более-менее однородной общностью. Люди, которые составляют эту общность желают построить город и башню, которая их прославит. Как кажется, в самом этом желании нет чего-то явно греховного. Но если мы посмотрим на города которые люди строили до этого, то увидим что все они построены с одной целью утвердить свою жизнь на земле, то есть сделать себя способными выжить без Бога, таковы города Каинаа и потомок Хама Нимрода.
Но такова ли цель Божия? Конечно, нет. Он знает, что жизнь человека на земле превращается в стремление к смерти, если лишена правильного духовного содержания.
При всей кажущейся общности людей, уже при жизни Ноя его сыновья были разными духовно. Вполне вероятно, что эта духовная разница сказывалась и в дальнейшем. Хотя. Писание все же говорит, что Бог сходит посмотреть на Башню, которую строили сыны человеческие, то есть эта постройка воспринимается, в качестве их общего дела. И в основе этого дела — тщеславие.
Но как же так? Что происходит с благочестивыми потомками Ноя? Возможно, что идеи самостоятельности и жизни без Бога начинают побеждать... И тогда, чтобы поддержать и обезопасить тех, кто живет иными мыслями и чувствами, чтобы не дать им потерять себя... Бог оформляет их внутреннюю духовную разность в разницу языков и в дальнейшем в разницу культур. Люди которые прежде договаривались на основании тщеславных планов, но имели при этом разные нравственные состояния, наконец разделяются настолько, что перестают друг друга понимать.
На самом деле идея разности языков чрезвычайно важна. Дело в том язык — это не просто слова, он является выражением внутреннего мира, нравственного и духовного. Язык человека часто определяет тот мир, который человек создает вокруг себя. Неслучайно апостол Павел говорит христианам: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». Это правило духовной жизни, которое было известно и в древности.
Слыша рассказ о том, как люди, разные по духу, промыслом Божиим начинают различаться по языку и культуре, мы должны понять: на самом деле, нам не должно быть всё равно, с кем мы общаемся и на каком языке говорим, ведь позволив себе говорить языком гордости и греха мы можем духовно деградировать и перестать понимать Бога, когда Он будет обращаться к нам. И напротив, стремясь говорить на языке любви и праведности мы окажемся ему созвучны и будем слышать Его, когда Он говорит с нами в нашем сердце.
Притчи Соломона. Глава 13, стихи 20-26. Глава 14, стихи 1-6.
20 Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
ГЛАВА 14.
1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
2 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
3 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
4 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
5 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Бывают такие отрывки из книги Притчей, после чтения или прослушивания которых не остаётся ничего другого как просто развести руками и сказать: «Ну да». «Ну да» в смысле очевидности, которые изложены в этом отрывке. В данном случае: мыслей Соломона. И здесь для нас открываются два пути: либо мы согласимся с очевидностью этих сентенций и пойдём жить дальше с недоумением на тему смысла присутствия этого фрагмента в книги Причтей или же попытаемся копнуть глубже, ведь, как известно, часто вещи далеко не всегда таковы, каковыми кажутся на первый взгляд. В нынешнем отрывке среди всего прочего Соломон даёт нам для размышления простую сентенцию: «верный свидетель не лжёт, а свидетель ложный наговорит много лжи». Так и есть: правдивый не лжёт, ложный лжёт. Конечно, здесь речь идёт о судебных делах. Если мы обратим внимание на другие русские переводы, но увидим нечто довольно любопытное. Вот для примера современный перевод Российского библейского общества: «Верный свидетель не обманет, а нечестный свидетель дышит ложью», а вот перевод профессора Юнгерова: «Верный свидетель не лжёт, а свидетель лживый распространяет ложь». Есть ощутимая разница между банальным «наговорит много лжи» и «дышит ложью» или же «распространяет ложь». Если первое — «наговорит много лжи» — распространяется на одну локальную ситуацию, то другие переводы рисуют перед нами значительно более широкую ситуацию: лживый или нечестный свидетель не просто даёт ложную информацию, он дышит ложью и распространяет ее повсюду. Из этого можно сделать один важный вывод: лживыми свидетелями не рождаются, ими становятся; для того, чтобы стать таковым достаточно сказать одно слово неправды, а дальше ложь опутывает все слова и все действия, она набирает силу и осваивает все новые и новые пространства, она подобна снежному кому, который катится с горы по липкому снегу. Отсюда довольно просто сделать вывод о том, зачем Соломону понадобилось включить эту простую мысль в свою книгу. Дело тут не во лжи как таковой, а в том, что ложь автоматически причисляет человека к области греха, к нечестию. И однажды начав лгать, остановиться почти невозможно. Соломон здесь не повторяет девятую заповедь Моисея — «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» — а говорит о последствиях ее неисполнения. Говорит о том, что одно слово неправды превращает всю жизнь человека в сплошную ложь. На практике следовать словам премудрого Соломона непросто. И едва ли возможно. Но избегать сознательной лжи вполне по силам каждому.