2016-03-10

Лк., 110 зач., XXIII, 1-34, 44-56. Комментирует отец Стефан Домусчи.
Поделиться
Лк., 110 зач., XXIII, 1-34, 44-56. Комментирует отец Павел Великанов.
Поделиться
52-7

Положение во Гроб

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34, с 44-56.

1 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,
2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.
11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;
15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;
16 итак, наказав Его, отпущу.
17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.
20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
21 Но они кричали: распни, распни Его!
22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
24 И Пилат решил быть по прошению их,
25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова;
53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.
54 День тот был пятница, и наступала суббота.
55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Часть 1

Большая часть 23 главы, которую мы услышали повествует о суде над Спасителем и Его распятии. Слушая обвинения первосвященников и старейшин ясно понимаешь, что они являются просто поводом, для того чтобы осудить Христа. Это же видит и Пилат, который всячески пытается снять с себя ответственность, утверждая, что не находит в Нем вины.

Ирод воспринимает Христа по-другому. Он интересуется Им, желает видеть чудеса, задает вопросы… Но Христос не отвечает ему, потому что Ирод интересуется не спасением души, а желает поразвлечься и утолить праздный интерес. Когда он понимает, что развлечение не получается, он унижает Христа и отправляет Его обратно к Пилату.

Интересно замечание евангелиста, который говорит, что Ирод и Пилат помирились в этот день, хотя до этого пребывали во вражде. Вероятно это взаимное доверие друг другу и общее решение о том, что Христос не виновен, сближает их.

Итак, Пилат снова пытается отказаться от обвинительного приговора над Христом. Он пытается использовать для этого традицию отпускать одного из узников, но народ выбирает Варавву, бывшего бунтарем и убийцей.

И в третий раз Пилат призывает из к ответу: какое же зло Он сделал? Не лучше ли наказав Его отпустить? И снова они не хотят ничего слышать и требуют распятия и, в конце концов, Пилат уступает им и Христа распинают.

Как всегда читая исторические отрывки Евангелия есть соблазн ужаснуться чужой жестокости и осудить чужое малодушие, возмутиться чужой глупости… Однако, Христос, распятый на кресте, просит у Отца, чтобы Он простил им, ибо они не ведали что творили, не ведал Пилат, кого осудил, не ведал Ирод над кем глумился, не ведали распинавшие воины…

Читая эти строки, подумаем о себе, понимаем ли мы, что противостояние злу требует мужества и серьезного, вдумчивого отношения к добру? Готовы ли мы быть добрыми до конца, не смотря ни на что?

Часть 2

Сегодняшнее чтение посвящено последним часам жизни Спасителя. В полдень, который по еврейской традиции соответствовал шестому часу померкло солнце и всюду сделалось темно. С самого начала христиане видели в этой тьме не природное явление, но знак скорби мира и гнева Божия. Кроме того, стоит помнить, что сверхъестественная тьма была как явление известна иудеям, т.к. была одной из десяти казней Египетских. Сами современники Христа, конечно, ничего подобного не видели, но знали не только из истории исхода, но и от пророков, что  с этой тьмой будет связан Божий суд.

Так же и завеса, отделявшая святая святых от святилища, разодралась от верхнего края до нижнего. Это может означать как то, что смерть Христова открыла нам дорогу к Богу, так и то, что Слава Господня отошла от храма.

Однако, все это было только сопровождением самого важного события – смерти Христовой. Последние слова, произнесенные Им на кресте указывают на очень важную истину. Говоря, «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» Он показывает, что эта смерть – есть исполнение воли Отца. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».  В этом и состоит тайна победы Христовой, что Он – Бог, по своему человечеству входит в опыт смерти и разрушает ее изнутри. Это действительно очень важно понимать: Христос умирает не случайно, не под гнетом обстоятельств, Он идет на крестную смерть вольно, умирает за всех, чтобы всех спасти.

Тьма и землетрясение, о котором мы знаем из других Евангелий, на многих подействовали отрезвляюще. Римский сотник, увидев происходящее говорит: «Истинно человек этот был праведник». Те, кто пришел поглазеть, посмеяться и позлорадствовать над распятым, начинают бить себя в грудь в знак траура и раскаяния. Люди, которые за несколько дней до этого встречали Его как царя, которые позже кричали Пилату «распни Его», увидев происходящее будто бы пробуждаются от сна. Что остается им? Раскаяние? Сожаление? Не только – уже через пятьдесят дней они услышат проповедь апостола Петра, о возможности для них спасения. Однако, спасение всегда сопряжено с личным выбором, с переменой ума.

Как часто и мы поддаемся общим с кем-то чувствам, почти не задумываясь об их правильности. Задумаемся, насколько же вообще сознание человека из толпы возможно для христианина? На самом деле не возможно ни как. Христианин, совершая поступок, не может ссылаться на то, что так делают все. Несмотря на то, что Церковь  – это собрание, это собрание личностей, нравственно ответственных перед Богом. Это всегда надо помнить.

Евангелист говорит, что люди знавшие Христа, женщины, которые следовали за ним из Галилеи, стояли и смотрели издали. Нам может показаться это странным, но на самом деле по закону они не имели права подходить близко пока распятый был жив.

Но вот Христос умер. Умер как преступник, и исполнилось пророчество, говорившее, что Он будет «причтен к разбойникам». Сегодня нам, говорящим о нем как о Боге и Спасителе, просто называться Его учениками. Гораздо труднее было тогда Иосифу из Аримафеи и всем прочим, кто не постеснялся и не побоялся позаботиться о том, кого окружающие считали самозванцем и даже богохульником, ведь Он называл Себя Сыном Божьим.

Дай Бог и нам сил, быть со Христом не только когда это легко, но и тогда, когда верность ему становится подвигом.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Завершающее чтение из Евангелиста Луки о последнем дне земной жизни Христа Спасителя. Суд у Пилата и Ирода, беззаконное решение о распятии под давлением толпы и шантажа, плач женщин, сопровождавших крестный путь, позорное распятие рядом с разбойниками. Если посмотреть внешним взглядом – ситуация катастрофическая. Молодой идеалист, с ярко выраженными харизматическими чертами, сумевший за краткое время привлечь к Себе толпы народа и вдохновить их к новой жизни – заканчивает Свою миссию позорным фиаско. Тот, на Кого не без надежды смотрели окружающие – висит обнажённым на Кресте и даже отказывается выпить одурманивающего напитка, чтобы хоть немного притупить острейшую боль. Что от человека в таком состоянии ожидали услышать окружающие? Как минимум – мольбу о Божественном отмщении виновным в таком страшном преступлении. Крик отчаяния? Или проклятия всем окружающим, которые не только пришли на эту казнь как на зрелище, но еще и саркастически насмехаются над беззащитным пригвождённым ко Кресту? Что в это время происходило в душе Христа – тайна, для нас непостижимая. Очевидно одно: преодолев Своё человеческое желание жить, Он теперь пьёт из Божественной чаши Своих страданий крупными глотками, и пьёт до дна. Да, Он действительно воскрешал других – и не раз! – но у Него Самого ещё никогда не было опыта умирания. Он не знает, как это будет. Но Он знает, как можно упасть без сил под грузом Креста – и уже не суметь подняться. И в этот момент, когда всё обострено до предела, когда злоба празднует полную и безоговорочную победу, когда, казалось бы, ненависть, лукавство и подлость восторжествовали – и последние силы стремительно исчезают – Иисус молится Богу Отцу о прощении Своих распинателей! И тех иудеев, кто вынудил шантажом осудить Его на смерть, и тех, кто привёл этот беззаконный приговор в исполнение.

В ситуации, когда ты балансируешь на грани жизни и смерти, не до актёрства: на поверхность всплывает самое глубинное, сокровенное, подлинное. У Христа Спасителя – это любовь, способная переступить даже через самое подлое, самое низкое. Рядом с Ним уже делят Его одежду римские воины – ведь всё равно она Ему уже не понадобится! – а Он вместо презрения молится об их прощении. Как это ни прозвучит парадоксально, среди толпы озлобленных иудеев, кучки римских легионеров, случайных зевак – только Иисус оказывается совершенно свободным от окутавшего всех морока злорадости, упоения полным провалом очередного, как им казалось, лжепророка. Он – вне этого безумия, Он уже умирает – но к Его Пречистой душе так и не прилипло ничего из нашего, слишком человеческого и греховного. Ему не надо «бежать от Себя Самого» в забытье и бесчувствие: вот почему Он решительно отказывается употребить наркотическое питье. Он предаёт Себя целиком в руки Своего Любимого – и Любящего – Отца, и делает это сознательно и свободно. Его жизнь никто у Него не отнимает: Он Сам добровольно её отдаёт ради других, вместо других, за них принимая последствия их грехов на Себя, вбирая, впитывая их – и разрушая их Своей смертью.

Всякий раз, когда мы сталкиваемся в жизни с демоническим оскалом человеческой злобы, подлости, предательства, когда нам кажется, что такое простить невозможно – надо встать у Креста Господня – и просто помолчать. Ответ станет очевиден. Ведь у нас есть Вождь нашего спасения. Нам есть, на Кого равняться!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (37 оценок, в среднем: 4,84 из 5)
Загрузка...