2016-03-07

Лк., 96 зач., XIX, 29-40; XXII, 7-39. Комментирует отец Стефан Домусчи.
Поделиться
Лк., 96 зач., XIX, 29-40; XXII, 7-39. Комментирует отец Павел Великанов.
Поделиться
58-14

Вход Господень в Иерусалим. XIX в.

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40. Глава 22, стихи 7-39.

29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу.
35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Глава 22

7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Часть 1

В сегодняшнем чтении мы слышим исполнение пророчества Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: вот Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». В евангельской истории это событие называется входом Господним в Иерусалим и празднуется в Воскресенье предшествующее Пасхе.

Итак, подходя к Иерусалиму, Христос поручает апостолам привести ему молодого осла, на котором он въедет в город. Для нас, людей давно не имеющих дела ни с лошадьми, ни с ослами, в этой просьбе нет ничего особенного. Но в  те времена, животное на котором ехал путник, определяло его статус, говорило о его намерениях. Царское животное – лошадь, потому что царь – это воин и завоеватель. Но Захария говорит, что Царь Израилев едет на ослице, т.е. являет собой образ иного Царя – Царя, приносящего мир, а не войну. Не случайно и в пророчестве о нем говорится, что Он «праведный, спасающий и кроткий». Именно таков Христос. Бог, пришедший в образе раба, который говорит о себе, что Он «кроток и смирен сердцем», который не имел греха, но спас нас, взяв на себя грехи мира. Зная это пророчество Христос исполнял его, чтобы показать истинный смысл своего пришествия. Итак, он направляется в Иерусалим не как завоеватель, но как спаситель.

И вот его ученики, как ясно следует из Евангелия от Луки, постилают перед ним свои одежды в знак величайшего почтения и встречают его торжественными возгласами: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних»!

Это не просто первые слова, которые пришли им на ум, судя по ним, ученики, а за ними и все бывшие в Иерусалиме, поняли образ, который явил им Христос. Эти слова – цитата из сто семнадцатого псалма, который весь наполнен радостью о том, что Бог услышал рабов своих и ответил на молитву их, что Он посетил народ свой. Это день Господень, день радости и ликования, день милости. Они славят Бога за чудеса, которые он сотворил и благословляют Христа, как Царя, идущего исполнить волю Божью и прославить Его.

Однако есть в толпе те, кому не нравятся эти слова и не нравится всеобщая радость. Фарисеи просят Христа, чтобы он запретил ученикам их восклицания. Называя его учитель, они готовы признать в нем одного из ребе, которые учили народ, но не готовы признать его Царем, а тем более Богом.

Спаситель, который не принуждал учеников к этим возгласам, не подговаривал их. Отвечает просто: этот день настолько велик и настолько важен, что даже если люди замолчат, Бога начнут славить камни.

И вот Бог пришел и в нашу жизнь, пришел в нее не как завоеватель, а как Царь милостивый и кроткий. Пришел, чтобы спасти нас. Но радует ли нас наша вера? Испытываем ли мы при вести о спасении то же ликование, что и ученики встречая Учителя? Задумаемся над этом, потому что эта радость – есть самый важный плод встречи  со Христом.

Часть 2

Чтение, которое мы сейчас услышали состоит из двух частей: описания Тайной Вечери и беседы Христа с учениками, о том, в что значат настоящие главенство и верность.  И все же, есть то, что делает эти две части единым целым: тема Царства Небесного и тема спасительных страданий Христовых.

Спаситель говорит ученикам, что эта вечеря для него очень важна, ибо она предваряет Его страдания и откровение Царства Божьего. Затем, благословляя хлеб, Он называет его Своим телом – оно предается за них, так же как и в чаше – Его кровь, кровь Нового Завета, за них проливаемая. Кровь, причащаясь которой, они становились причастны самому Христу, а значит и Царству Божьему. Но причащение это не механическое, оно не переделывает человека насильно, ведь по словам Христа, с ним за одним столом – рука предателя. Иуда так же получил Тело и причастился Крови и остался в своем намерении. Но он на вечери, потому что Христос умирает не только за праведников, но и за него тоже. За всех.

Настолько же, насколько таинственна и велика Тайная Вечеря и Причастие Христу, настолько же обыденна и неуместна распря апостолов о том, кто из них будет старшим. Но в этом то и весь ужас того, что они смотрят и не видят, слушают и не слышат.

И вновь Он обращается к ученикам, чтобы показать им, каковы должны быть плоды жизни с Ним и исполнения Его заповедей. В обычной жизни власть – это возможность обладать и подчинять, но для ученика Христова быть начальствующим – это быть слугой, быть помогающим и, в конечном счете, ответственным.

И опять, от вещей почти обыденных Господь переходит к тому, что должно показать ученикам нелепость их споров о старшинстве. Он говорит: «Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пьете за трапезою Моею в Царстве Моем». Но это становится возможно только в единстве и верности учеников, которые будут искушаемы сатаной, чтобы разделиться и предать. Понимает ли Симон сложность тех обещаний, которые дает? Он думает, что понимает, но настолько ли крепка его вера и испытана его верность?

И опять Господь говорит им о грядущем страдании, и о том, что время и подвиг Его подходит к концу, но они снова понимают Его лишь буквально, предполагая спастись мечами.

Мы слушаем сегодняшнее чтение и нам кажется, что оно о Тайной вечери и об апостолах, об их ссорах и непонимании. Но не так ли как предатель мы дерзаем называть себя христианами не принося плодов? Не так ли как апостолы, не понимаем, что значит для христианина быть старшим и стремимся проявлять свою власть над другими. Не так ли как Петр, даем дерзновенные обещания не утвердившись в вере и верности. Будем же стараться жить так, чтобы не только слушать слова Евангелия, но и слышать их. Не только называться Христианами, но и быть ими.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Приближение Великого Поста уже ощущается даже по объёму только что прочитанного евангельского зачала. За первые три дня Сырной седмицы – не считая среды, когда Литургии не положено и поэтому Евангелие не читается – будет прочитана вся история последней недели из земной жизни Христа Спасителя, как её излагает евангелист Лука. Не нужно быть особо дотошным наблюдателем, чтобы заметить резкий контраст между содержанием этих евангельских чтений – и общим настроем людей, во всю празднующих широкую Масленицу! В чем же дело, откуда такой сильный диссонанс?

Великий Пост потому и назван Великим, что это – исключительный период жизни для любого верующего христианина. То, на что мы чаще всего обращаем главное внимание – строгость пищевого воздержания, обилие молитв, частое посещение богослужений, резкое ограничение любых развлечений – сами по себе вовсе не требуют столь трепетной и продолжительной подготовки, как это происходит во все три подготовительные недели. Да и что к ним особо-то готовиться – к этим не более чем средствам, инструментарию для выделки наших душ. Значит, речь идёт о чем-то гораздо более сложном, глубоком и тяжеловесном, для работы с чем даже всего периода Великого Поста может оказаться недостаточно. То есть – речь идёт о главной цели Великого Поста – о покаянии.

В нашем лексиконе понятие покаяния не то чтобы совсем исчезло, но сильно обмельчало. Покаяние стало синонимом исповеди, или сожаления о соделанном. Но когда ты понимаешь, что Святая Церковь на протяжение почти месяца начинает готовить тебя к поприщу покаяния – то есть Великому Посту – возникает недоумение: а чего тут такого сложного? Еще раз сходить на исповедь, рассказать батюшке грехи за последнее время – всё это разве не давно отработанный алгоритм? Разве это не покаяние?

Возможно, это прозвучит слишком сурово, но можно и весь Великий Пост отпоститься как следует, регулярно исповедуясь и причащаясь – а придти к Пасхе пустым и глухим. И именно для того, чтобы предохранить от такого печального итога, нам предлагается в дни Сырной седмицы обновить перед мысленным взором последние дни земной жизни Спасителя. То есть прежде чем браться за великопостные труды, нам предлагается вспомнить, чего стоило Христу развязать нас от пут диавола и г3реха, и что именно Он ожидает от нас самих. Точно также, как дирижёр хора, прежде чем исполнить произведение, подносит к уху звенящий камертон – точно также и нам предлагается почувствовать всю трагедию – и всё торжество! – Страстной седмицы в преддверии Великого Поста. Зачем? Да чтобы освежить в душе образ нашего Господа и Спасителя. Чтобы не пришла в голову мысль: вот начнется Пост, я как следует буду всё выполнять, все требования устава, покажу себя хорошим и послушным учеником! Не руки у нас должны зачесаться в предвкушении великопостных подвигов – напротив: нам просто должно стать стыдно – и страшно – перед Ликом Христа, Который за каждого из нас не пожалел отдать Свою безгрешную жизнь. И вот уже из положения этого стыда и страха мы должны по-иному увидеть грядущий пост. Не как средство маркирования себя православным. Не как орудие самоутверждения в собственных глазах как истинного подвижника. Не как неприятный и напряжённый период, который лишь бы поскорее закончился. Мы призваны ощутить Пост – как наш совершенно свободный, произвольный и сознательный ответ Христу. Как дар Ему. Как форма благодарности Ему. Как исключительная возможность самим сделать то, что Бог вместо нас сделать никак не может. Мы ничего не можем Богу дать – и так вся Вселенная – Его достояние, но мы можем свободно ограничить или даже лишить себя того, чем нам разрешено пользоваться! Как легок пост, когда постишься не вынужденно, но произвольно и сознательно, когда ощущаешь этот дар свободы – сделать себя опустошённым ради Христа, вычистить самые потаенные глубины своей души, прикоснуться к самой сердцевине своей личности – и тогда не в теории, а на опыте познать свою слабость и нищету, бестолковость и коварство, мелочность и непотребство! Увидеть себя самого в новом ракурсе, скорее всего, неожиданном, неприятном, пугающем. И вот тогда зарождается настоящее покаяние – не привычная жалоба Богу – а глубинный вопль, сильнейшая жажда, острейшая потребность в настоящем вхождении Бога в нашу жизнь. И вот здесь становятся нужны и труды, и пост, и молитва – без которых наше зреющее покаяние может зачахнуть, а мы снова можем свалиться в беспросветную суету будней и мелочных удовольствий.

Хочется пожелать каждому из нас в преддверии Великого Поста на самом деле захотеть поститься как следует, захотеть принести Господу Богу это одно большое «спасибо» за всё то, что Он нам не устаёт делать – просто за то, что Он – есть, и Он – именно Такой, Каким Его мы видим в Евангелии!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (31 оценок, в среднем: 4,84 из 5)
Загрузка...