2017-02-13

Мк., XI, 1-11 о. Дмитрий Барицкий
Поделиться
Icon_03027_Vhod_Gospoden_v_Ierusalim

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона

Мк., XI, 1-11 о. Дмитрий Барицкий

1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих
2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?
6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.
7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы сегодня услышали, рассказывает о последних днях земной проповеди Спасителя. Несмотря на то, что описание входа Господня в Иерусалим пронизано вроде бы радостным настроением, перед нами один из самых трагичных эпизодов жизни Иисуса Христа.

Как мы помним, еврейский народ часто называют мессианским. То есть это народ, на который Бог возложил особую миссию. Израиль был создан для того, чтобы из его недр произошел великий Царь, который принесет на землю мир и Божие благословение. Ожидая Мессию, евреи претерпели множество бедствий и злоключений: часть нации просто перестала существовать во время нашествия Ассирии. А те, кто остался в живых подверглись порабощению сначала со стороны Вавилона, затем стенали под гнетом персов, армии Александра Македонского, после его смерти боролись за независимость против Египта и Сирии, наконец, были вынуждены покориться Римской империи. Это наложило очень специфический отпечаток на образ того обещанного Богом Царя-Освободителя, который жил в сердцах и умах еврейского народа. Для них это должен был быть искусный военно-политический лидер, который уничтожит всех врагов Богоизбранного народа и сделает еврейское государство центром мира, превратив жизнь Своих соплеменников в рай на земле.

Вот какого царя ликующий народ видит во Христе. Для них пришел Тот, Кто в ближайшее время свергнет иго римских оккупантов и восстановит былую мощь империи царя Давида. Именно поэтому они и кричат Ему «осанна». Это слово встречается и в других местах Священного Писания и зачастую означает «спаси». Обыкновенно с таким воплем обращаются к царю с просьбой о защите. Иными словами, толпа не столько славит Христа, сколько требует у Него защитить их, исполнить то, на что они так долго надеялись, отомстить врагам. Другими словами люди ликуют не о том, что наступают какие-то кардинальные перемены в духовной жизни. Они этого просто не видят. Все их внимание сосредоточено на внешнем: сила, достаток, слава, земное благоденствие.

Эти настроения кардинально противоречат тому, о чем проповедовал и к чему призывал Христос. Поэтому Господь всем окружающим делает очень важный намек – въезжает в Иерусалим на ослике. В древности, когда царь въезжал в завоеванный город или же возвращался с победоносной войны, под ним был боевой конь. В мирное время он въезжал в город на осле. Так делает и Спаситель. Этим Он как бы говорит: «Я не царь-воитель, я пришел не для того, чтобы основывать сильную империю и восстанавливать справедливость. Мое царство не от мира сего. Оно уже внутрь вас есть. Оно в исполнении Евангельских заповедей».

Итак, получается, что перед нами очень печальный отрывок. Вроде бы люди радуются Христу, но на самом деле это всего лишь проявление тотального непонимания. И далее оно будет только усугубляться. Вплоть до того, что многие из тех, кто только что кричал Ему «осанна», через неделю будут стоять во дворе Пилата и требовать Его же распятия. Ведь Спаситель не оправдал их надежд и ожиданий.

Видимо, на душе у Господа так тяжело от всего этого, что Он даже не остается с жителями Иерусалима на ночь. Он уходит ночевать в близлежащее селение, Вифанию, где жили Его близкие друзья, Марфа, Мария и их брат Лазарь. Здесь Христос может немного отдохнуть. Но самое главное – уединиться для молитвы к Отцу, получить в ней поддержку. Ведь на следующий день начнется путь Спасителя на крест. Уже скоро Он должен совершить нечто такое, что откроет людям глаза, поможет им понять глубину Божьего замысла, осознать то, как они заблуждались.

Для нас, кто также переживает в своей жизни тяжкие минуты непонимания со стороны окружающих, это хороший пример. Вряд ли каждый раз, когда не находишь поддержки в людях, стоит доказывать им свою правоту. Даже если это можно сделать весьма убедительно, порой разумнее оставить каждого при своем мнении. Всегда в эти минуты будет лучше вернуться к тем, кто тебя любит. Успокоиться среди родных и близких, соратников и единомышленников. Успокоиться для того, чтобы в таком ровном состоянии души обратиться в молитве к Богу. Ведь только Он может дать нам силы и поддержку исполнить то, что мы задумали.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (58 оценок, в среднем: 4,90 из 5)
Загрузка...