2016-02-26

Мк., 63 зач., XIV, 3-9. Комментирует отец Павел Великанов.
Поделиться
Мк., 63 зач., XIV, 3-9. Комментирует отец Стефан Домусчи.
Поделиться
___20121209_1327644156

Помазание Иисуса миром. Источник: fotospas.ru.

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи с 3-9.

3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторе же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что’ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что’ могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что’ она сделала.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Поступок женщины, которая разбив алебастровый сосуд для благоуханного масла, вылила его на голову Иисуса, может показаться просто странным и даже безрассудным. Во-первых, это очень дорого: стоимость этого сосуда, как повествует евангелист, более трехсот динариев – а это ни много ни мало, целый годовой оклад наемного рабочего! Во-вторых, при существовавшей традиции выражения почтения к особо важным гостям, их окропляли несколькими каплями благовоний – но вылить целый сосуд драгоценного мира на главу – вещь неслыханная! В-третьих, сам факт разбития этого сосуда – явная демонстрация окружающим, что этой женщине ничего, даже самого дорогого, до последней капли не жалко для Иисуса – и такое публичное открытие женщиной своей любви к молодому, неженатому человеку – слишком уж откровенное и беззастенчивое выражение чувств, которое, естественно, было прочитано окружающими как просто бесстыдство!

Теперь должно стать понятным, почему евангелист употребляет слово «вознегодовали» – говоря о реакции окружающих. Поступок женщины – дерзкое безрассудство.

Но что же говорит Иисус? Он смеётся над женской непосредственностью? Нет! Он с гневом отправляет её куда подальше со своими нежностями? Тоже нет! Его сердце растаяло от такого вдохновенного признания в любви и Он даёт ей какую-то надежду? Тоже нет! Он просто говорит раздражённым окружающим: оставьте её в покое, не досаждайте ей: она сделала доброе дело. И тотчас говорит нечто, совершенно диссонирующее с праздничной атмосферой дома, наполнившегося ароматами. Она тело Моё подготовила к погребению!

По иудейской традиции, тело умершего человека сначала омывали водой, а затем обильно обмазывали благоуханными ароматическими маслами – и как знак любви к покойному, и как хотя бы какое-то предохранение от быстрого разложения плоти в жарких условиях восточного климата. Сосуд же из-под масла разбивали и черепки клали в гробницу вместе с телом покойного. Никто из возлежавших рядом с Иисусом не знал: всё произойдет так стремительно, что Его даже не успеют помазать благовониями после снятия с Креста. И то, что делает эта женщина – она всего лишь невольно подготавливает Иисуса к смерти, а вовсе не заигрывает с Ним, как думали окружающие. И то, что она сделала – это единственное помазание, которое примет тело Христа Спасителя: ведь когда придут мироносицы ко гробу, чтобы восполнить обряд, Его Пречистое Тело будет уже живым и воскресшим!

В этом чтении явным образом сталкиваются две правды: человеческая и Божия. По-человеческому рассуждению, конечно же, можно было бы продать это миро и помочь нуждающимся. То, что сделала женщина – по-человечески – безумная роскошь и пустая трата средств. Но есть и Божия правда: этому искреннему излиянию любви в виде мира – несмотря на осудительные взоры и упрёки окружающих – Христос радуется, потому что теперь Он уже подготовлен к смерти, Он вступает на прямой путь ко Кресту, завершению Своей миссии на земле. Мы не знаем, что именно руководило этой женщиной в таком поступке – исцеления ли, освобождения ли от мучительства демонов и страстей – в любом случае, она своей женской интуицией почувствовала, что так поступить – будет правильно, невзирая ни на что. И то, что Христос подтвердил это словами – где ни будет проповедано Евангелие, и об этом будет сказано ради памяти о ней – всё это указывает на важность её поступка.

Когда мы сегодня проходим мимо златоглавых церквей, у некоторых возникает похожий вопрос: а не лучше ли всю эту драгоценную красоту употребить для решения социальных проблем? Особенно странно слышать такое из уст русского человека, в полноте вкусившем всех прелестей безбожного существования. Нет, оставим Божие – Богу, пусть лучше дома будут покрыты железом, но храмы будут свидетельствовать всему миру о нашей любви к Господу – любви, запечатлённой сияющим благолепием красоты наших храмов!

Комментирует священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем чтении мы видим Христа в гостях у Симона, которого евангелист Марк называет прокаженным. И вот в его дом входит женщина, о которой известно, что она была грешница. Из других мест Писания мы знаем, как грешники, получая прощение и исцеление были благодарны… И вот она принесла с собой нечто очень дорогое, может быть самое дорогое, что у нее было – сосуд с миром, сделанным из чистого нарда. Нард – это очень дорогое благовонное дерево из Индии. Причем интересно заметить, что евангелист подчеркивает чистоту этого нарда, который обычно разбавляли. Вероятно, он делает это, чтобы показать чистоту ее мыслей и щедрость и ее сердца. Что же она делает? Она разбивает сосуд и помазывает драгоценным миром голову Христа и Его ноги. Этот поступок может показаться странным? Почему его надо было именно разбить? Вероятнее всего, в этом проявляется максимализм ее намерений… Разбивая его она будто бы показывает, что готова потратить все миро, без остатка.

Этот решительный, искренний, благодарный поступок, который она совершила не обращая ни на кого внимания, вызвал негодование. Это выглядит странным, ведь учитель не негодует и не возмущается ее поведением. Почему же возмущаются они?

Хотя евангелист Марк и пишет о возмущении учеников вообще, из параллельных текстов мы знаем, что выразителем их общего негодования был Иуда. Миро действительно было очень дорогим, цена указанная в Евангелии сопоставима с годовой платой поденщика. Действительно, можно было бы продать это миро и раздать деньги нищим. Негодование учеников выглядело бы вполне законным, если бы оно, во первых, было искренним, и, во вторых, по-настоящему  решило бы проблему нищих. Однако, оно не соответствовало ни одному из этих условий. Так, известно, что Иуда возмущался не потому, что любил нищих, а потому что был жадным. И эти деньги не изменили бы принципиально судьбу нищих, потому что в  мире искаженном грехом невозможно победить болезни и нищету. Это довольно тонкий момент и его важно правильно понять. Христос не выступает против помощи нищим и в Нагорной проповеди прямо говорит «просящему у тебя дай…». Однако Он показывает, что ни помощь нищим, ни лечение болезней, не изменит мира принципиально, потому что он во зле лежит. Помощь нищим несомненно нужна, но не абсолютна…

Итак, ученики не видят ничего хорошего в поступке этой женщины, они думают только о деньгах. И все же, в нем есть смысл.

Конечно, Творец неба и земли не нуждался ни в каком мире, как не нуждается Он ни в чем вообще… И все же, Он ждет от нас чего-то важного! Чего же? Нашего сердца, нашего согласия быть с ним, нашего движения к нему. Женщина помазавшая его голову и ноги миром сделала лучшее, на что была способна, это было искреннее движение ее сердца, и оно было принято Христом. Ее поведение можно сравнить с тем, как в наших храмах зажигают свечи. Церковь уже 18 столетий не живет в катакомбах и многие  службы проходят при дневном свете, но мы все равно зажигаем свечи… И в данном случае свеча горит не потому что нам не хватает света, а как проявление радости и горения нашего сердца.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (39 оценок, в среднем: 4,67 из 5)
Загрузка...