2016-02-25

Мк., 62 зач., XIII, 31 - XIV, 2. Комментирует отец Павел Великанов.
Поделиться
Мк., 62 зач., XIII, 31 - XIV, 2. Комментирует отец Стефан Домусчи.
Поделиться
13-4

Единородный Сын Слово Божие. XVIII в. Псков

Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 31-37, Глава 14, стихи 1-2.

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37 А что’ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

ГЛАВА 14.

1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Важнейший вопрос, который беспокоит по сей день многих – когда же наступит День Господень, Второе Славное – и Страшное – Пришествие Христа Спасителя? Чтобы сразу пресечь попытки учеников что-то выведать об этом дне у своего Божественного Учителя, Христос явным образом говорит: даже Я об этом дне не могу знать: это – исключительная область только Самого Бога Отца.  И далее следует самое главное: почему этот ответ не только нельзя получить, но и даже опасно изыскивать.

Каждый из нас знает, что такое последняя ночь перед экзаменом. Когда понимаешь две вещи: первое – ну почему же я не занимался как следует раньше, когда время подготовки исчислялось месяцами, а не часами и минутами, как в  эту ночь? Второе – сдавать экзамен всё равно придётся. И тут начинается – кто во что горазд. Прекрасно понимая эту особенность человеческой природы – откладывать всё самое сложное на потом, Господь Бог позаботился, чтобы не давать повода к расслаблению. Царство божие может наступить в любой момент: и если ты живёшь расслабленно, «неуд» за жизнь тебе будет гарантирован. Не будет никакой «последней ночи» перед этим экзаменом. Самым важным экзаменом за всю жизнь. И вне зависимости от того, что происходит глобально, для каждого из нас этот грозный час может наступить в любой момент: когда нас заберёт из этой жизни Господь Бог. В любой момент. Блажен, кто удостоится такой христианской кончины, о которой ежедневно молятся в храмах – непостыдной, мирной, безболезненной, с добрым ответом на Страшном Суде. Такая смерть – уже определенное свидетельство, что жизнь прожита не зря. Но сколько других смертей – с нашей, человеческой точки зрения, безрассудных, случайных, неожиданных, словно кто-то в самый неподходящий момент буквально похищает человеческую душу! Всё это – великая тайна Божия, тайна Его домостроительства. Наивно полагать, что мы когда-нибудь сможем понять до конца Его – на нашу! – логику. А для нас должна быть лишь одна забота: во всякое время быть готовым к тому, что нас могут забрать отсюда – и наш личный, индивидуальный день встречи с Богом лицом к лицу уже наступит.

Как же к этому подготовиться? На самом деле, здесь нет ничего совершенно невозможного. Если есть какие-то грехи, дурные поступки, лежащие камнем на сердце – прежде всего позаботиться, чтобы избавиться от них в таинствах исповеди и причащения. Посоветоваться со священником, что можно было бы сделать, чтобы хотя бы в какой-то мере компенсировать то зло, которое было причинено нашим греховным поведением. Второе – приучить себя к жизни с мирной совестью по отношению к Богу, окружающим и вещам, быть внимательным к её предупреждениям и стараться никогда не предавать себя, не идти против голоса совести. Третье – полюбить общение с Богом, регулярную молитву, хождение в храм на богослужение – только имея постоянно под рукой этот камертон, мы сможем настраивать душу на верный лад. И последнее – никогда не забывать: спасаемся мы не сами, у нас есть наш Спаситель – Христос: главное, не мешать Ему делать Его, Божье, дело – не роптать в болезнях и скорбях, не канючить и не капризничать, когда что-то идет не по-нашему, учиться подвигу веры как постоянной передачи и самого себя, и друг друга, и всей жизни нашей в руки Самого Господа Бога! И приучив себя к такой жизни, когда мы увидим явные признаки конца нашей истории, мы не впадём в ужас и отчаяние, а, напротив, возрадуемся и возвеселимся: ибо приблизилось к нам избавление наше!

Комментирует священник Стефан Домусчи

Сегодняшнее чтение представляет собой окончание большой проповеди Христа, посвященной последним временам, тому с чем христиане столкнутся, тому как им надо будет жить, чтобы остаться верными Богу. Однако, если предыдущие чтения были посвящены описанию гонений или космических катаклизмов, то есть признаков конца времен и второго пришествия Христова, то сегодняшнее обращено ко времени того, что должно произойти.

Хотя может показаться, что темы это очень близкие, восприятие их было всегда было очень разным. Дело в том, что признаки последних времен появились в жизни церкви почти сразу после воскресения Христова. Апостолы и их ученики были уверены, что их Учитель придет очень скоро. Для того, чтобы понять это ощущение – достаточно обратиться к книге Откровение апостола Иоанна Богослова. Несколько раз повторяющиеся слова «Се гряду скоро…» как бы подчеркивали, что времени осталось очень мало. Почти сразу начавшиеся гонения, разрушение Иерусалима, появление лжехристов и лжепророков делали скорый конец времен практически очевидным. Римских императоров, подобно Нерону, жестоко гнавших христиан, легко было воспринять в качестве антихриста или его предтечи. Развращение нравов, войны и эпидемии – все это воспринималось как признаки грядущего конца. На этой почве возникало множество так называемых апокалиптических сект, которые шли дальше чем простые призывы готовиться. Указывая на те или иные признаки, иногда ссылаясь на какие-нибудь расчеты, якобы основанные на информации, сокрытой в Библии, они называли конкретные сроки надвигающейся катастрофы. При этом точность, которой привлекали людей, очень важна, в определенном смысле можно сказать, что она освобождает, ведь ты точно знаешь как и когда себя вести, когда можно расслабиться, а когда быть бдительным.

Однако, то о чем говорит нам сегодняшний текст – принципиально противоположно. В словах Христа выражен радикальный отказ от назначения какой-либо даты. Он говорит: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Слова эти, конечно, привлекали внимание. Причем не только отказом от того, чтобы назвать дату, но и тем, что исходя из нее, Сын может чего-то не знать, что знает Отец. Как это понимать? Если мы верим в Единого Бога троичного в Лицах, и Сын и Отец суть одно, как Сын может не знать чего-то?

Постепенно в течение нескольких веков Церковь формулировала то, что было ей известно изначально: во Христе есть полнота Божества и полнота Человечества. По Божеству Он единосущен Отцу и поэтому знает то же, что и Он, по человечеству Он единосущен нам и показал перед учениками свое неведение, которое естественно для всех людей.

Что же следует из того, что знает о дне и часе конца только Отец? Какой практический вывод? На самом деле очень простой и в то же время очень важный: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Иными словами ученики всегда и во всем должны быть готовы подтвердить свое ученичество. Наверное людям было бы выгодно знать конкретную дату, но тогда в их верности и праведности был бы не подвиг, а расчет и ничего больше. Приготовиться ко времени прихода господина совсем не то же самое, что быть готовым к ней все время. Кстати, заметим, что Христос предупреждая учеников, предупреждает всех. Что значит в нашем случае быть верными Христу?  Значит любить Его и жить по Его заповедям, первая из которых любовь.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (46 оценок, в среднем: 4,72 из 5)
Загрузка...