2017-02-09

Мк., XIII, 31 - XIV, 2 о. Феоктист Игумнов
Поделиться
13-4

Единородный Сын Слово Божие. XVIII в. Псков

Мк., XIII, 31 – XIV, 2 о. Феоктист Игумнов

Глава 13.

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Глава 14.

1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

В этом евангельском отрывке прозвучали очень непростые для понимания слова: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Христос — Бог. Как можно объяснить неведение Бога? Очевидно, что эти евангельские слова во все времена вызывали вопросы и порождали споры. В самом деле, Бог не может чего-то не знать, это аксиома. Бог Сам причина всего. В Нем всё, что есть и что будет. Разве может располагаться что-либо за пределами Его знания, через которое и в котором всё совершается? Если же Христос Сам признается в неведении, то вполне логичным может показаться вывод, что Он не Бог. Кто угодно: ангел, пророк и гениальный человек, но не Бог. Бог не может расписаться в собственном неведении. Действительно, такой вывод логичен и верен. Но при этом неправилен. Существует как минимум два христианских пути объяснения этих слова Господа Иисуса Христа. Первый строится на мысли о том, что Христос как Бог, так и Человек. Ему как Человеку была свойственна ограниченность природы. То есть Он нуждался в пище, в одежде, в отдыхе. Он не мог мгновенно преодолевать расстояния, для того, чтобы попасть из Галилеи в Иерусалим Он вынужден был пользоваться дорогами и тропами, Он не мог телепортироваться из одного места в другое. А любому человеку свойственна ограниченность знания. Именно из этой ограниченности вытекает незнание точного времени наступления того времени, о котором Спаситель предупреждает Своих учеников.

Второе объяснение неведение Христа строится на очень простом и всем известном примере общения с капризными детьми. Если такой ребёнок требует какую-то вещь, которая ему не только не полезна, но и может нанести вред, предположим, какой-нибудь нож, то лучше всего сделать так, чтобы ребёнок не видел этого опасного для него предмета. Сделать так, как будто этого предмета и вовсе нет. Был, но теперь нет. Выкинули. Ведь далеко не всякому ребёнку и не во всяком возрасте можно позволить после назидательных инструкций о технике безопасности взять в руки нож. Собственно, именно таким ножом для взрослого и разумного человека предстаёт знание точной даты кончины мира. Вооружённый этим знанием человек непременно либо покалечит себя, либо же и вовсе убьёт. Конечно, речь идёт о травмах и смерти души, а не тела. Один из древних церковных авторов передал эту мысль в таких словах: «Сын Божий не знает тот день, это не потому, что Он действительно не знает его, а потому, что Он не стремится сделать знающими тех, кому этого знать не следует». Взрослый сын благодарен своему отцу за то, что отец сберёг ему жизнь и здоровье в детстве. Зрелый христианин благодарит Бога в том числе и за сокрытое Им, видя в этом своё собственное благо.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (92 оценок, в среднем: 4,80 из 5)
Загрузка...