2016-02-24

Мк., 61 зач., XIII, 24-31. Комментирует отец Павел Великанов.
Поделиться
Мк., 61 зач., XIII, 24-31. Комментирует отец Стефан Домусчи.
Поделиться
8-21

Спас в силах. 2001 г. (С.Ржаницына)

Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 24-31.

24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29 Так и когда вы увидите то’ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.
31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Мы только что слышали пророчество Христа Спасителя о конце света – коренном изменении существующего порядка вещей и установлении новой жизни, открытия во всей полноте Царства Божия. В словах Иисуса для Его слушателей в общем-то не было ничего принципиально нового: Он использует широко распространённые в то время представления о событиях, предваряющих День Господень: глобальных войнах, изменениях космического порядка, многочисленном явлении небесных ангельских сил и других ярких сверхъестественных вещах. Слова Христа о том, что «не закончится род сей – как всё это будет» – история разрушения Иерусалимского храма менее чем через 40 лет после Распятия Христа целиком подтвердила: в иудаизме понятие «род» и «поколение» – тождественны, и, как правило, измеряются именно сорокалетним периодом. То, что многие очевидцы земной жизни Христа, Его распятия и воскресения стали также и свидетелями разрушения Иерусалима, для многих ещё раз подтвердило неложность пророчеств Иисуса Христа.

Но как же быть с другой частью пророчества – где говорится о глобальных катаклизмах, после которых наступит Второе Пришествие Христа с множеством небесных воинств? Дело в том, что целью пророчеств никогда не было всего лишь свидетельство об определенных важных исторических событиях. Это прежде всего – свидетельства педагогического, воспитательного характера. Да, Иерусалим разрушен, народ рассеян – и человечество вступило в следующую фазу исполнения пророчества – ожидание Второго Пришествия. И мы находимся именно в этом периоде: предвкушении завершения земной истории и наступления Царства Божия во всей силе и славе. И это – очень важная отправная точка для правильного выстраивания отношения к ценности всего земного.

Христианин призван быть предельно внимательным и ответственным ко всему, что он делает на этой земле. Но причина этого – вовсе не «ответственность перед поколениями», или «индивидуальный вклад в построение светлого будущего». У нас только одно светлое будущее – с Богом в Его, Божьем, Царстве. А здесь – не более чем инструмент, «учебка», в которой только и можно подготовиться к настоящей жизни. Но это вовсе не значит, что к житейским вопросам тогда можно относиться с пренебрежением, жить абы как. Ни в коем случае! Когда приезжаешь в какой-нибудь известный своей глубокой духовной жизнью монастырь, нельзя не заметить, насколько там всё происходит с большой любовью – и разумностью, в том числе и даже в житейском плане. Казалось бы, должно быть всё наоборот: монахи только и делают, что ведут духовную брань с помыслами, пребывают в молитве и богомыслии, ходят на службы – им и дела-то не должно быть до житейских попечений! Но ответ – именно в этом: порядок внешний – путеводитель к Богу. Если не приучишь себя к распорядку в жизни – и на службу регулярно ходить не сможешь, что уж тогда говорить о каком-то внутреннем делании! С другой стороны, грамотно, с вниманием и умом настроенный быт позволяет минимализировать трату времени и сил на обеспечение наших неизбежных потребностей – и тем самым высвободить больше времени для занятий, действительно важных.

Научи же нас, Господи, крепко и грамотно управлять нашей земной жизнью – но не забывать при этом, что это – не самоцель, а лишь средство нашего  спасения!

Комментирует священник Стефан Домусчи

Пророчество о последних временах, которое мы сейчас услышали – это завершающая часть эсхатологической проповеди Христовой. Она явилась ответом на вопрос апостолов: каким будет конец и каковы признаки всего грядущего? В этом вопросе звучит очень человеческий интерес к будущему, хорошо всем нам известный.

За войнами и  ненавистью людей друг к другу последуют катаклизмы космического масштаба. Затмение солнца и луны, падение звезд… Поколеблются даже силы небесные…  Современному человеку так и видятся сцены из популярных фильмов катастроф, рассказывающих о конце света и всеобщей гибели. Плоды современной массовой культуры таковы, что все это кажется скорее чем-то завораживающим, чем пугающим, вызывает интерес и не кажется серьезным.

Не так воспринимали это ученики, слушавшие тогда Христа. Они, как и те, кто читал эти тексты много позже, видели в этом грозное предупреждение о том, к чему мир в конце концов придет. Причем особенно важно, что эти образы могли пониматься не только буквально, как описания того, что будет происходить в космосе, но и как рассказ о событиях мира  духовного. Церковная традиция оставляет нам обе возможности понимания, не противопоставляя их друг другу.

Услышав о том, что солнце померкнет мы сразу представляем себе солнечное затмение. И хотя солнце наших городов меркнет от смога, которым мы наполняем небо, гораздо страшнее оказывается то, что для людей последних времен меркнет солнце Правды, так что они окажутся не только в физической, но и в духовной тьме.

Общеизвестно, что Луна не дает света своего тогда, когда между нею и солнцем оказывается земля и преграждает путь солнечному свету. Но в духовном смысле можно понимать это как такое состояние людей, при котором любовь к земному затмевает в их жизни небесное… И тогда даже слабый, отраженный свет Правды перестает светить в их мире…

Под звездами, падающими с неба можно понимать не только метеориты, как это кажется на первый взгляд, но и людей святой жизни, которые сияли как светила и все же были побеждены злобой и искушениями мира сего. Что такое падение метеорита по сравнению с падением святого человека, не устоявшего в истине? Перед лицом вечности человек оказывается гораздо важнее даже самого большого метеорита.

Итак, картина последних времен предстает перед нами не только и даже не столько как описание космических катаклизмов, сколько как духовная трагедия, в которой погибает почти все доброе и все живое. Тот факт, что мы во всем видим лишь внешнее и земное можно считать очень характерной чертой нашего времени. Мы боимся за привычный внешний мир, и совсем не боимся за внутренний, хотя именно его состояние будет определяющим.

Но о чем свидетельствуют все эти события? Как мягкость листьев смоковницы свидетельствует о том, что близко лето, так все происходящее будет свидетельствовать о близости Христа. В обывательских взглядах на т.н. « конец света» есть одна существенная ошибка: люди ждут катастрофы, интересуются и вместе с тем боятся, в то время как надо ждать Христа, . Об этом Он сам напоминает нам в сегодняшнем отрывке, говоря: «Когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях». На Своем пришествии Он ставит особый акцент, потому что все остальные, внешние вещи, оказываются важными только потому что за всем этим придет Он сам…

Будем помнить, что небо и земля прейдут, то есть прекратятся, закончат свое привычное существование,  но не закончатся и не исчезнут, не потеряют своего смысла слова Христовы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (34 оценок, в среднем: 4,76 из 5)
Загрузка...